2004/02/18

Письмо прот. Павла Адельгейма архиепископу Псковскому и Великолукскому Евсевию с просьбой о примирении от 18.02.04 г.

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ
ПСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ
ХРАМ СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ
180016 г. Псков, ул. Коммунальная д.25а

Его Высокопреосвященству
Высокопреосвященному Евсевию, архиепископу Псковскому и Великолукскому.

«…якоже и мы оставляем
должником нашим».

Ваше Высокопреосвященство!

Наступили дни примирения, покаяния и воздержания. Войти в святые дни Великого поста мне хотелось бы примирённым с Вами, как завещал Христос:

«если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой”(Мф.5,23).

Каждый христианин знает по опыту как трудно совершить этот подвиг: просить прощения и прощать. Однако, нам некуда деться от непререкаемого завета Христа. Бог не примет ни воздержание, ни покаяние, если мы не захотим простить друг друга и примириться. Говорят, время лечит раны и обиды. Прошло два года. Второй раз наступает Прощённый день. В каждом письме я прошу простить причинённое Вам огорчение и примириться. Святое Евангелие позволяет отказать в прощении по двум причинам. Одна из них лишает прощения в этом веке. Другая вина не проститься ни в сем веке, ни в будущем.

Во-первых, невозможно даровать прощение тому, кто об этом не просит. Это косвенный вывод из ответа Христа Спасителя апостолу Петру:

«Если согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему. И если семь раз в день согрешит против тебя, и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», — прости ему» (Лк.17, 2−4).

Кто не просит прощения, тот не сможет его принять. Прощение останется бездейственным. Я прошу у Вас прощения и повторяю: «каюсь».

Есть другое предупреждение:
«Всякий грех и хула простятся человекам: а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12, 22).

Обиду, причинённую епископу, нельзя рассматривать как хулу на Святого Духа.

Епископ поставляется Духом Святым. Епископ священнодействует, управляет и учит Его властью. Но персону епископа нельзя отождествить с личностью Святого Духа. Это не одно лицо, а две различные личности. Святой Дух является Божественной Ипостасью. Епископ являет человеческий лик, нуждающийся, как и прочие, в преображении и спасении благодатию Святого Духа. Если хула на Сына Человеческого простится, может ли епископ требовать вечного осуждения своему обидчику за причинённую обиду?

«Всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающимся; потому что и сам обложен немощью”(Евр.5, 1−2).

По этой причине епископ не может отказать в прощении своему брату, просящему снисхождения. Отказ противоречит словам апостола. Он не имеет основания в Священном Писании и христианской традиции. Предложенная Вами форма «всенародного покаяния через СМИ» настораживает совесть. Христианская традиция не знает такой формы покаяния. Эта форма не нашла отражения в святоотеческом опыте, в опыте новомучеников, не имеет церковного смысла.

«Пожелание покаяться через СМИ» вызывает грустные ассоциации с рекламной кампанией 1955−64 года. Множество священников отрекались от Бога через СМИ, чтобы обеспечить себе благополучие. Они каялись в том, что верили в Бога и обманывали людей ради личной выгоды. Мне тоже предлагали отречься от Христа через газету, чтобы не идти в тюрьму. Я предпочёл тюремный срок. Рекламная акция дискредитировала сущность покаяния: продавали первородство за чечевичную похлёбку. Газета несопоставима с книгой. Книги претендуют на суд истории. Газеты живут, как мотыльки, одним днём.

Примирение нельзя использовать для порабощения личности. Во имя примирения грех отрекаться от веры, от своих убеждений и человеческого достоинства: «не делайтесь рабами человеков» (1Кор.7, 23). Христианское примирение может иметь только одну цель: взаимное взыскание любви.

У меня нет возражений против публикации моего письма. Из своего обращения к Вам я не делаю тайны и готов перед всем миром свидетельствовать, что прошу у Вас прощения за причинённую скорбь.

В Прощённое воскресение Церковь призывает к покаянию, прощению и примирению.

Каждый пастырь обратится к народу Божию с призывом простить друг друга. Неужели слово Божие пройдёт через меня, как сквозь медную трубу, не задевая совесть? Или «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчёт”(Евр.4, 12−13).

Прошу у Вас прощения и повторяю чудотворное слово: «каюсь» с надеждой быть услышанным. Не осудим слово Божие небрежением, чтобы оно не осудило нас, «ибо не послал Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир”(Ин.3, 17).

Прошу у Вас прощения и примирения, чтобы разрушилось между нами средостение вражды, и мы примирились с Богом.

Настоятель храма Святых Жен Мироносиц, кающийся грешник, иерей Павел Адельгейм

Псков 18.02.04 г.

Источник: Молитва и борьба за правду