Дело общины, против которой воевал спонсор

Как депутат городского собрания и бывший заместитель мэра Бердянска Александр Македонский отобрал храм у общины и «поставил на место» назначившего ему епитимью настоятеля

В 2008 г. в Бердянске на месте, где находился Вознесенский собор, взорванный в 1929 году, был возведен храм во имя Святой Троицы. Настоятелем храма и инициатором его восстановления был протоиерей Олег Николаев. Храм возводился прежде всего на средства его духовного чада Александра Македонского, депутата городского собрания и бывшего заместителя мэра, президента благотворительного фонда «Благовест».

В храме усилиями о. Олега родилась активная приходская община, шла миссия и катехизация, молодежная работа, община занималась восстановлением памяти новомучеников и исповедников Российских. Но в конце 2012 года Александр Македонский, на тот момент староста храма, решил поменять настоятеля и организовал для этого целую кампанию. Причиной стала наложенная духовником епитимья.

Ноябрь 2012 г. «От меня, как от духовника, Александр и другие члены его семейства отказались, – пишет в своем блоге отец Олег[1], – но от церковного здания  отказываться никто не собирался,  ни на словах, ни на деле… Сначала были письма с угрозами захвата храма, матерная ругань сотрудников Македонского в мой адрес, открытый шантаж,  приказы Македонского не пускать меня в собственный дом,  а потом  попытки объявить договор безвозмездного бессрочного пользования храмом между БФ «Благовест» и общиной  недействительным». Многие прихожане храма во имя Святой Троицы пытаются поговорить  с А. Македонским. Он говорит о своем нежелании возвращаться в храм и утверждает, что претензий к храму не имеет.  
10 декабря 2012 года   Отец Олег, узнав, что А. Македонский, на которого он наложил епитимью, причащается, сообщает о епитимье секретарю епархии.  
13 декабря 2012 года     На епархиальном сайте появляются заснятые крупным планом фотографии А. Македонского, целующего крест в руках епископа Бердянского и Приморского Ефрема. Протоиерей Олег звонит владыке и рассказывает ему о сложившейся ситуации. Тот отвечает, что не знает этого человека: «мало ли людей на службе, я в лицо никого не знаю». Через  2 часа после звонка отца Олега фотографии исчезают с епархиального сайта.  
17 декабря 2012 года   Отец Олег передает лично в руки епископу рапорт, в котором подробно, ссылаясь на канонические нормы, излагает мотивы епитимьи. Епископ отвечает, что рассматривать его не будет. «Делу будет дан ход, – добавляет он, – если жалобу напишет Македонский». «Оказывается, канонически обоснованный рапорт авторитетного священника – ничто, в сравнении с жалобой мирянина», – удивляется отец Олег  
1 января 2013 года   Прихожане храма во имя Святой Троицы г. Бердянска обращаются к Александру Македонскому с Открытым письмом. «Мы знаем обо всех Ваших попытках вернуться в храм не путем, достойным христианина – путем покаяния, а путем замены настоятеля на более удобного Вам и Вашей семье. Это подтвердил и епископ Бердянский и Приморский… Отец Олег все эти годы пытался научить Вас быть христианином. Но события последнего времени со всей ясностью показали людям, что Вы потеряли даже человеческий облик. Все это свидетельствует о том, что, к нашему глубокому ужасу, Вы и Ваша семья храм во имя Святой Троицы воспринимаете как свою собственность, что храм Вы строили не во имя Божие и не для людей, а в прославление своего имени и для себя, что все это время и настоятель храма, и приход были для Вас и для Вашей семьи всего лишь обслуживающим персоналом, вассалами, призванными служить Вашей семье».
22 января 2013 года   Прихожане храма обращаются к епископу Ефрему с видеообращением. В нём они сетуют на то, что в Запорожской епархии отсутствует миссионерская и катехизаторская работа, а те, кто пытается эту деятельность наладить, подвергаются репрессиям.
24 января 2013 года Протоиерей Олег Николаев запрещен в священнослужении. На его место назначен «сборщик и организатор доносов» прот. Сергий Илющенко. Община в подавляющем большинстве покидает храм.
29 января 2013 года Друг о. Олега, выступавший в его защиту о. Сергий Бегашов, переведен указом епископа Ефрема из Бердянска в село Полоузовка[2]. «Население здесь не дотягивает и до 300 человек. Благочинный сказал, что в этом храме до меня никогда не было настоятеля. Этот храм всегда давался “в нагрузку” для окормления священниками, служащими в ближайшем райцентре. Понятно, что этот указ владыки обрекает меня, мою беременную супругу и троих сыновей на нищенское влачение», – пишет об этом о. Сергий.
1 февраля 2013 года В ЖЖ опубликовано свидетельство прот. Олега Николаева, в котором, в частности, говорится[3]: «Владыка, ни мало не смущаясь, называет  в разговорах с разными людьми нашу общину сектой, а меня сектантом; при этом, даже не утруждая себя назвать признаки нашего “сектантства” . Такая позиция чрезвычайно выгодна не только епископу, который изгонит  нас, как “секту”   из красивейшего храма, расположенного в центре города,  сделав  его  при этом своим кафедральным собором, но и самому Македонскому. Ведь теперь он в глазах общественности не смутьян, шантажист и нераскаянный грешник, а “мученик” , вырвавшийся из этой “секты” . План идеальный. И делать-то больше ничего не надо. Назовите приход   “сектой” , а потом пусть отмываются. Если смогут».  
28 апреля, страстной понедельник В интернет о. Сергием Бегашовым с призывом о помощи выкладывается видеоролик, на котором записано как родственники  и сотрудники А. Македонского 25 апреля под нецензурные угрозы пытаются отключить водоснабжение в доме прот. Олега Николаева (до этого там же они пытались отключить электроснабжение).
28 мая 2013 года Протоиерей Сергий Бегашов получает указ о принудительном почислении за штат с правом перевода в другую епархию. В случае, если он не поменяет епархию в течении трех месяцев, он будет запрещен в священнослужении. «Естественно, я никуда не поеду. Они знают, что моя супруга на последних месяцах беременности, знают, что я имею уже трех малолетних сыновей. Знают, что у меня здесь недостроеный и неузаконеный дом (т.е. даже продать не удастся). Знают, что я и не попытаюсь переводиться… Никому не желаю пережить то, что за последние 4 месяца мне пришлось пережить. Истина вновь оказалась поверженной. Вновь молчанием распялся Христос. Зло восторжествовало благодаря бездействию “добрых” людей», – пишет о. Сергий в своем блоге.
5 августа 2013 года В день трагической гибели о. Павла Адельгейма о. Сергий Бегашов пишет в своем блоге: «Мне, грешному человеку, очень стыдно говорить о себе и об отце Павле как об одной компании. Он недосягаемо высок для меня. Высок во всех смыслах. Он претерпел все до конца. Я порой на своем лишь притворе пути уже не выдерживаю… Но по крайней мере еще одно свидетельство позволяет мне говорить о нас и об отце Павле как об одном роде. Свидетельство иуды-македонского, который первым делом после захвата официального сайта общины прот. Олега удалил банер со ссылкой на ЖЖ о. Павла Адельгейма. Для него, македонского, это стало неким видимым знаком поворота в своем пути и своей цели. Даже сам иуда, в своем предательском жидком мозгу смог понять, что мы и отец Павел говорили одно и то же. Спасибо тебе, иуда, за такое свидетельство. Лучше быть гонимыми с отцом Павлом нежели благоденствовать с такими как ты».
28 августа 2013 года   На официальном сайте Бердянской епархии появилось «Экспертное заключение относительно ситуации, сложившейся в приходе храма во имя Святой Троицы г. Бердянск», в котором Сопредседатель Всеукраинского апологетического центра во имя Святителя Иоанна Златоуста[4] прот. Максим Денисенко, объясняя появление заключения многочисленными вопросами от прихожан, обвиняет прот. Олега Николаева в гордыне, позиционировании исключительности своей позиции и таланта катехизатора и настоятеля, сборе десятины, в вынесении конфликта с А. Макендонским в СМИ. В итоге называет атмосферу, сложившуюся в храме, псевдохристианской.  
4 сентября 2013 года Прот. Сергия Бегашова оповещают по смс: «Вы запрещены в священнослужении».
12 сентября 2013 года Митрополиту Антонию (Паканичу), Управляющему делами Украинской православной церкви, отправлено письмо протоиереев Олега Николаева и Сергия Бегашова от имени двух общин Бердянской епархии. Письмо начинается словами «За последние 9 месяцев в нашей епархии случилось очень много страшных событий. Полагаем, что большая, если не вся, их часть Вашему высокопреосвященству известна. Нам дают право делать такой вывод неоднократные высказывания еп. Ефрема, как в узком кругу, так и в широком, что на все свои действия он получает непосредственные Ваши руководства. Вполне вероятно, что информация, доносящаяся до Вас из Бердянска, является извращенной и клеветнической, где истина представляется ложью, а вранье – “чистой правдой”». В письме авторы упоминают «ничем не увенчанные попытки найти поддержку в нашем стоянии за истину среди киевского епископата (обращения к митр. Владимиру, архиеп. Александру (Драбинко)[5], еп. Ионе (Черепанову))» и предупреждают: «если священники с их многочисленными общинами по-прежнему останутся выброшенными за границы Бердянской епархии, мы обретем полноту наших общин под омофором Первоиерарха РПЦЗ митрополита Агафангела»[6].  
25 сентября 2013 года Протоиереев Олега Николаева и Сергия Бегашова лишают сана, без суда, без их присутствия, без свидетелей: «Мы получили уведомление о прочтении нашего письма более недели назад. За это время никто не пытался с нами связаться, никого не интересовали никакие детали. Всем все было ясно. И вот сегодня нас лишили сана»  
Конец сентября 2013 года Общины протоиерея Олега Николаева и протоиерея Сергия Бегашова объявляют о переходе под омофор РПЦЗ(А) «в связи с игнорированием их обращения митрополитом Антонием (Паканичем)».  
21 мая 2014 года Неподалеку от своего дома депутатом Бердянского городского Совета от партии “Русь” А.Македонским избит настоятель прихода РПЦЗ в честь святителя Иоанна (Максимовича) священник Олег Николаев. «В то время как один из работников депутата держал о. Олега, сам “служитель народа” планомерно наносил батюшке удары по голове, сдабривая их матерной бранью. Матушка отца Олега, хрупкая женщина, к тому же инвалид 2-й группы, выбежавшая, чтобы защитить своего супруга, также получила несколько тяжеловесных ударов ногами и руками. Сейчас о. Олег Николаев находится в больнице с диагнозом: сотрясение головного мозга, ушибы мягких тканей головы, травма ноги».

К большому сожалению, история о противостоянии «светского авторитета» и церковной общины закончилась тем, что два горячо верующих, деятельных священника со своими общинами ушли в не имеющую церковного статуса структуру.  Но война с Левиафаном этим для них не закончилась: против отца Олега А. Македонский подал уже пять судебных исков. Он собственноручно жестоко избил священника, и впоследствии утверждал, что это его избил о. Олег; из числа работников Македонского этому даже нашлись свидетели…


[1] Ныне эта запись, расположенная ранее по адресу http://glas-com.livejournal.com/3762.html, недоступна. В ней рассказывалось обо всех событиях, произошедших в декабре 2012 года.

[2] «Основанием для такого решения послужили две жалобы. Первая – это жалоба депутата, некоего Владимира Безверхого, который НИКОГДА не переступал порога моего храма и НИКОГДА меня даже не видел, но зато является коллегой другого депутата, а именно Александра Македонского, затеявшего войну со своим священником и преуспевшим в ней. Вторая – жалоба якобы прихожан, где все перевернуто с ног на голову, которая никем не подписана вообще!!! Т.е. является анонимкой. На мое предложение провести приходское собрание даже без моего участия (на случай подозрения меня в некоем давлении), епископ сказал, что он объективно оценил ситуацию».

[3] Ныне эта запись, ранее расположенная по адресу http://glas-com.livejournal.com/3762.html, также недоступна.

[4] Организация, связанная дружескими отношениями с РАЦИРС (Центром, возглавляемым А. Дворкиным).

[5] Один из двух епископов Украинской православной церкви Московского Патриархата,  участвовавших через 5 лет после описываемых событий в так называемом «объединительном соборе» двух раскольнических юрисдикций 15 декабря 2018 года и перешедший в ПЦУ. Ныне запрещен в священнослужении.

[6] Русская православная церковь заграницей под омофором «митрополита Нью-Йоркского и Восточно-Американского, архиепископа Таврического и Одесского» Агафангела (сокращённо РПЦЗ(А) или РПЦЗ(Аг)) — неканоническое православное объединение, отколовшееся в 2007 году от РПЦЗ. Предстоятель и фактический основатель — бывший епископ РПЦЗ Агафангел (Пашковский), его резиденция находится в Одессе.