Дело о непричащении в селе Красноусольском

В поселке Красноусольский (до 1924 г. – Богоявленское) Уфимской области с 1930-х годов не было ни одного храма (Богоявленский храм XVIII века был закрыт и разобран на кирпичи). В 1945 году общине православных верующих разрешили приобрести для богослужения здание на улице Карла Маркса, 13. Но в 1960 году деятельность общины снова запретили, был снят крест, колокол с колокольни, а из храма изъяты иконы. Здание церкви было отобрано и использовалось в качестве детсада. В 1989 году православная община на пожертвование одной из прихожанок приобрела жилой дом на улице Куйбышева, который был приспособлен под Покровский молитвенный дом. В 1995 году по просьбе верующих здание на улице Карла Маркса было им возвращено, и с этого времени богослужение проходило в нем. Это был единственный храм в 15-тысячном поселке.

С 2004 года настоятелем в храме стал свящ. Александр Сухов, с 2010 года назначенный Табынским благочинным. Отец Александр старался сплотить приход, хотел, чтобы люди активнее участвовали в богослужении и понимали его.

В конце 2010 года из епархии в храм были присланы методические указания по социальной и миссионерской деятельности, благословленные архиеп.  Уфимским и Стерлитамакским Никоном. В них говорилось о необходимости устроения общинной жизни, а также миссионерской деятельности на приходе[1]. В то время такие изменения в церковной жизни, инициированные патриархом и Синодом, происходили по всем епархиям. Результат попыток воплотить эти указания в жизнь оказался неожиданным для настоятеля и прихожан Покровского храма.

14 декабря 2010 года В храм приходит письмо руководителя миссионерского учебно-методического центра М.Е. Ларионовой благочинным и настоятелям храмов Уфимской епархии. Среди прочего в нем сказано, что необходимо «Обязательно проводить совместные с прихожанами трапезы и чаепития, опираясь на традиции агап».
Сентябрь 2011 года В храме начинаются первые миссионерские Открытые встречи (предшествующие курсу катехизации). Проводят их катехизаторы из Преображенского братства. Во встречах участвуют несколько десятков человек.
Осень 2011 года Староста храма Василий Калачигов без ведома настоятеля начинает распространять среди прихожан листовки «Кто такие «кочетковцы»?»
С Рождества 2012 года По благословению настоятеля храма отца Александра Сухова псалмы во время богослужения читаются на русском языке, по воскресеньям во время литургии Апостол и Евангелие сначала прочитываются на церковнославянском языке, а потом  в русском переводе. После чтения сразу произносится проповедь.
8 января 2012 года Архиепископ Уфимский Никон возведен в сан митрополита.
28 марта 2012 года Староста храма Василий Калачигов за спиной настоятеля просит у митрополита распоряжения провести в храме собрание с целью «выяснить у людей: что происходит в храме (кочетковщина) и нужен ли нам такой священник». Распоряжение получено.
31 марта 2012 года Василий Калачигов «ставит в известность» о. Александра Сухова о предстоящем на следующий день собрании.
1 апреля 2012 года Отец Александр переносит собрание на следующее воскресенье, объясняя это тем, что сам не успел подготовиться. Василий Калачигов пишет письмо митрополиту Никону с жалобой на то, что настоятель не дал «восстановить единство» путем собирания ответов на вопросы «что творится в храме» и «нужен ли нам такой священник», а также на то, что большинство прихожан возмутились инициативой старосты храма.
4 апреля 2012 года К письму старосты приложено еще одно письмо – «от прихожан храма» (под ним стоит три подписи, одна из которых принадлежит жене старосты Г. Калачиговой), написанное в жанре доноса. На это письмо получен ответ от митр. Никона – резолюция после завершающих донос не соответствующих действительности слов «…на так называемых агапах и чаепитиях укрепляется мысль в сознании верующих о несостоятельности церковной иерархии, и в частности, о руководстве Уфимской епархии». Митрополит пишет, что «не будет терпеть и вырвет этот нарыв с корнем!»
4 апреля 2012 Прихожане храма Покрова Божьей Матери пишут письмо митр. Никону в защиту настоятеля храма о. Александра Сухова, благодарят за служение о. Александра, за то, что он помог прийти к вере многим из них. «Огорчает нас то, – пишут прихожане, – что некоторое время назад в наш храм стали приходить люди[2] и распространять слухи, обвинения в адрес о. Александра… Взываем к Вашей архипастырской любвеобильной душе с просьбой не верить клеветникам, пытающимся очернить доброе имя нашего батюшки». Под письмом 29 подписей.
май 2012 года Митрополит Никон, опираясь на письмо Василия Калачигова с женой, миссионерскую деятельность прихода оценивает как ересь. Требует, чтобы отец Александр убрал со всех служений и не причащал активных прихожан храма, в течение длительного времени участвовавших в различных служениях прихода и в миссионерской деятельности. Митрополит также требует отмены катехизации. Отец Александр отказывается выполнять последнее, и владыка перемещает его на другой приход, в соседний город Стерлитамак. Подписавших письмо в защиту о. Александра прихожан позже по распоряжению митр. Никона принуждают каяться в «кочетковской ереси»[3]. Нераскаявшихся отлучают от причастия. Некоторое время они ездят к о. Александру на службу в Стерлитамак и он их причащает. За это на него опять пишут доносы.
В конце августа 2012 года В храм присылают другого священника – отца Боголепа (Артерчука), которого одновременно назначают благочинным. Он сразу убирает со всех служений активных членов прихода, отказывает им в причастии. Необходимым моментом в разрешении к причастию вводит требование покаяния в «кочетковской ереси». Проводит особый, созданным им чин над прихожанами, участвующими в служениях прихода и в оглашении: покаяние в ереси и помазание маслом. Он называет это елеопомазанием. Проводит специальные молебны, в которых призываются участвовать все участники огласительных встреч «для покаяния и очищения».
12 октября 2012 года Митрополит Никон вызывает о. Александра и велит покаяться в «кочетковской ереси», признать, что отец Георгий Кочетков – еретик. Отец Александр отвечает, что не может этого сделать, потому что это – неправда. Владыка запрещает его в служении, сначала на месяц, «чтоб он одумался, покаялся»[4]
Октябрь 2012 года На приход присылают второго священника, отца Рафаила (Королева).
3 ноября 2012 года Отлученные от причастия прихожане пишут письмо митрополиту Никону с просьбой разобраться в накалившейся обстановке: отлучении их от причастия, обвинении в ереси.
11 ноября 2012 года На стенде храма Покрова Пресвятой Богородицы для прихожан вывешен ответ митр. Никона на письмо членов прихода под заголовком «Ответ Высокопреосвященнейшего Митрополита Никона кочетковцам». В обращении в том числе говорится: «… То, чем с вами «занимался»  о. Александр Сухов – это настоящая «ересь жидовствующих». Это секта внутри РПЦ, и, если кто из вас не принесет покаяние – не будет допущен до Причастия…»  
Весна 2013 года В марте 2013 года о. Боголеп (Артерчук) уезжает в Табынск, где служил раньше, а о. Рафаил становится настоятелем. На каждой исповеди он также требует у членов прихода покаяния в участии в агапах, в том, что «пили из бесовской чаши», признания, что отец Георгий, братство – еретики, что это ересь. Он даже не допускает до причастия людей, которые общаются с членами прихода, бабушек – за то, что они с ними здороваются, за то, что при отце Александре участвовали в агапах или в чаепитиях после литургии.
23 мая 2013 года Прихожане пишут письмо в Управление делами Московской патриархии, объясняя, что уже не раз безуспешно обращались к своему архиерею и теперь не видят другого выхода. В письме они рассказывают, что много лет молились и трудились в храме, всемерно поддерживали приход, регулярно причащались, но более полугода им отказывают в причастии, а прежний настоятель, активно занимавшийся миссионерской, просветительской и социальной деятельностью (в полном соответствии с указаниями, присланными из епархии) находится под прещениями. Все это стало результатом многократных безосновательных жалоб одного человека, духовного чада священника из другого прихода. Подчеркивая свою приверженность традиции, прихожане вспоминают новомучеников и исповедников, среди которых есть и их старшие родственники, и просят «содействовать восстановлению правды Божией».   
26 июля 2013 года Из Управления делами Московской патриархии отправлен ответ на письмо прихожан Покровского храма (в Уфу он приходит через несколько месяцев).  В ответе, в частности, говорится: «В Уфимскую епархию отосланы подобающие указания о том, что отлучение от причастия может иметь место при должном обосновании». Однако ситуация не изменяется.
август 2014 года Отца Рафаила переводят в Уфу, а в Покровский храм присылают отца Димитрия Медведева. Он во всеуслышание в храме говорит: «Пусть кочетковцы не подходят на исповедь, а исповедуются только у митрополита Никона». При обращении прихожан в епархию из них «выбивают» письменное покаяние: требуют, чтобы они написали неправду – что братство это ересь и секта. Они не соглашаются это сделать и по-прежнему остаются без причастия.
октябрь 2014 года На одном из богослужений не причащают даже двух девочек (12 и 8 лет) за то, что они «дети кочетковцев». Правда, через неделю после этого священник просит прощения и детей причащает.
14 июня 2015 года После личной встречи с митрополитом Никоном и просьбы о разрешении ситуации всех начинают причащать
28 апреля 2016 года Проходивших катехизацию прихожан вновь перестают допускать не только к причастию, но и к исповеди, пока они «не выйдут из Преображенского братства»
17 июня 2016 года В письме к митрополиту Уфимскому Никону прихожане просят разрешить непонятную ситуацию, сложившуюся в Красноусольском храме. Ответа на письмо не последовало.
2 июля 2016 года После архиерейской службы в Покровском храме прихожане подходят к митрополиту с просьбой указать канонические причины, по которым их отказывается исповедовать и причащать настоятель Красноусольского храма о. Димитрий Медведев. В ходе беседы выясняется, что не допускать их до причастия, пока они не покаются в «кочетковской ереси» и не выйдут из Преображенского Братства – это указание владыки.

С тех пор гонимые прихожане ездили на литургию в другие храмы и монастыри. Там их допускали и к исповеди, и к причастию.

В июне 2019 года, в праздник местночтимой Табынской иконы  Божьей Матери (девятая пятница после Пасхи) в Покровский храм приезжал митрополит Никон переосвящать престол после ремонта. Он причастил членов братства, и после этого их в храме причащают.


[1] О главных целях миссионерской деятельности в документе говорится следующее: «главная цель миссионерской деятельности на уровне прихода – созидание евхаристической общины на территории пастырской ответственности данного прихода. Это возможно лишь тогда, когда и настоятель и члены прихода осознают свою миссионерскую ответственность. В соответствии с Концепцией миссионерской деятельности РПЦ миссионерская ответственность настоятеля прихода подразумевает:

1) Привлечение активных прихожан к миссионерскому служению.

2) Ориентирование воскресных школ и молодежных организаций на миссионерскую деятельность

3) Воспитание в приходском активе миссионерского духа посредством личного примера

Миссионерская ответственность мирянина подразумевает:

1) Знание основ православного вероучения и активное участие в жизни прихода.

2) Свидетельствование об истине Православия в соответствии с образованием, способностями и профессиональными навыками».

Вот что говорилось в «Методических указаниях по социальной и миссионерской деятельности…» о миссионерских богослужениях: «необходимо регулярное проведение специальных миссионерских богослужений, на которых богослужение сочетается с элементами катехизации, доступным объяснением исторического и символического значения элементов богослужения, подробным объяснением богослужебных текстов, чтением русского варианта текстов…Частота проведения миссионерских богослужений – не менее 2 раз в год». Для понимания сути миссионерских богослужений рекомендовалась статья «Объяснение Божественной Литургии» (http://www.pravmir.ru/article_2664.html), в которой рекомендовались богослужебные тексты приведенные преимущественно в русском переводе по изданию «Православное богослужение. Выпуск 1. Вечерня, Утреня, Литургия св. Иоанна Златоуста». – М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2004 

[2] Основным инициатором писем-доносов был прихожанин храма деревни Ташлы (расположена в 160 км от Красноусольска), духовное чадо игумена Силуана (Филиппова) Иоанн-Радик Ишмухаметов.

[3] Священник Георгий Кочетков является служащим священником Русской православной церкви, ведет огласительную практику с конца 70-х годов XX века, является духовным попечителем Преображенского братства. Начиная с 25-летия братства в 2015 году в дни празднования Преображения Господня служит в храме Христа Спасителя в Москве и говорит проповеди с амвона. Более подробно см. Христианский Вестник №№3 и 4.

[4] О. Александр Сухов, отец четверых детей, на 2017 г. остается под запретом, живет в Москве, работает на светской работе.