Предисловие

Этот сборник продолжает предыдущие выпуски «Христианского вестника». Начиная с 1993 года они рассказывают не просто о проблемах и конфликтах, сопровождавших жизнь Русской православной церкви после снятия антицерковных законов, но о настоящей войне против попыток подлинного её возрождения. Там, где в центре церковной жизни стояло не истребление многочисленных мнимых «врагов», не жесткое охранительство с девизом «всем стоять на своих местах!», а просвещение, строительство братств, рождение общин, неизменно возникали спровоцированные немногочисленной (а иногда и очень многочисленной и информационно оснащенной) группой «ревнителей» конфликты, чаще всего заканчивавшиеся уничтожением и так немногочисленных живых ростков церковной жизни.

На фоне возвращения по крайней мере части церковных зданий, ремонта разрушенных и строительства новых храмов,  преподавания Основ православной культуры в школе, открытия семинарий и богословских институтов и массового обращения людей к церкви в начале 1990-х годов (а дальше – больше: закона об оскорблении чувств верующих, закона Яровой, будто бы ставящих Русскую православную церковь в привилегированное положение) то, о чем рассказывается в наших сборниках, производит впечатление абсурда. Часто люди, попадавшие под описанный в них удар маховика, терялись в догадках: что это? зависть к тем, кто «вырвался вперед на белом коне»? страх перед жизнью в ответственности  и свободе? просто обскурантизм, часто принимающий уродливые формы?

Особенно загадочной ситуация стала после того, как церковь возглавил патриарх Кирилл. В первые годы после этого катехизация перед крещением и возрождение общинной жизни на приходах стали одним из главных требований высшей иерархии ко всем, кто отвечал за церковную жизнь «на местах». Однако несмотря на это и иногда в полном противоречии с рассылавшимися по приходам рекомендациями «придушивание» всех, кто начал воплощать эти распоряжения последовательно и всерьез, продолжалось в самых разных епархиях.

Какова же причина этой войны? И действительно ли она продолжается лишь последние тридцать лет? Уж не наследники ли тех, кто стоял за изъятием церковных ценностей, обновленческим расколом, почти полным физическим уничтожением церковной иерархии и десятков тысяч священнослужителей и активных мирян (прежде всего членов общин и братств), разрушением десятков тысяч храмов и монастырей продолжают свою деятельность? Ведь именно они хотели если не полностью уничтожить церковь, то хотя бы свести ее лишь к культу, к обряду, сделать полностью контролируемой, «ручной». Ведь то, что разрушалось так долго не только в стране, но и в людях, не могло остаться без последствий…

Мы думаем, что каждый из тех, кто будет читать эти материалы, найдет свой ответ на эти вопросы. Мы же, не претендуя на исчерпывающую полноту картины, просто предоставляем читателям хронологию событий в некоторых епархиях в 2006-2020 годах.