Нижневартовск

Дело о непричащении в городе Нижневартовске

Нижневартовск находится в 30 км от границы с Томской областью на берегу Оби в непосредственной близости от Самотлорского нефтяного месторождения и является одним из крупнейших центров российской нефтяной промышленности.

Население города — почти 300000 человек.

Нижневартовск – молодой город, большей частью состоящий из людей, когда-то приехавших сюда на заработки, и их детей, а порой уже и внуков. Но оказывается, у этой земли, на которой, казалось, до появления нефтяных вышек жили только коренные (по преимуществу языческие) народности, тоже есть своя христианская история. К сожалению, за безбожные годы советской власти история, как и во всей стране, забылась, и мало кто из горожан знает, что до появления города Нижневартовска уже с XIX века здесь был поселок Вартовский. На территории Тобольской епархии в  конце XIX – начале XX века были свои братства, которые вели обширную миссионерскую и благотворительную деятельность. В советское время на этой земле, так же как и по всей России, лилась кровь новомучеников, осквернялись церкви.

После снятия антицерковных законов в 1989 году в городе официально была создана православная община, в 1990 году освящён закладной камень, а в 1993 году начато строительство храма Рождества Христова. Освятил храм 4 июля 1999 года архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. Более 10 лет храм оставался единственным в городе.

При храме быстро образовалась молодежная группа («приходская молодёжка»), председателем которой был один из клириков храма, а неформальным лидером стал один из преподавателей православной гимназии при храме Александр Королев. Многие члены «молодёжки» активно участвовали в жизни прихода.

С 2009 года в Русской православной церкви началось оживление миссионерской и катехизаторской деятельности; это приветствовалось церковным руководством. Среди тех мирян, которые стремились свидетельствовать и искали научения, это встретило живой отклик; это касалось и нижневартовской «молодежки». 

Дата Событие
декабрь 2009 года В Нижневартовске собирается группа людей, желающих пройти научение христианской вере и жизни – катехизацию. Они начинают встречаться под руководством катехизатора, которого пригласили из Преображенского православного братства, имеющего большой опыт этого служения.
2010-2011 годы На приходе постепенно возникает конфликтная ситуация, связанная с тем, что катехизация проводится по системе Преображенского братства, которую некоторые клирики храма считают «еретической», опираясь на недобросовестную информацию, почерпнутую в интернете (например, на не утвержденное патриархом Алексием II и многократно опровергнутое заключение т. наз. «правдолюбовской» комиссии[1] и т.п.). По этим же причинам летом 2010 и 2011 года паломников из Преображенского братства в этом храме не допускают до причастия без каких бы то ни было оснований, называют их сектантами, угрожают вызовом милиции.
30 мая 2011 года Из состава Тобольско-Тюменской епархии (управляющий – митрополит Димитрий (Капалин)) выделена Ханты-Мансийская епархия. 
12 июня 2011 года Правящим архиереем новой епархии, к которой теперь принадлежит город Нижневартовск, становится новопоставленный епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел (Фокин)[2]
В течение 2011 года Один из клириков храма, отец Димитрий Белозеров[3], распространяет клевету о братстве и о членах прошедшей катехизацию в Нижневартовске группы среди членов прихода и родителей учащихся православной гимназии
октябрь  2011 года Зам. директора гимназии по воспитательной работе Елена Никитина, часть учителей, родителей и прихожан передают епископу Павлу письмо с жалобой на действия о. Димитрия. Примерно в то же время другая группа родителей посылает епископу Павлу письмо с просьбой  уволить  из гимназии Елену Никитину и Александра Королёва (учителя английского) в связи с тем, что они «оказывают влияние на детей, будучи членами опасной секты».
Конец октября 2011 года На совещании у епископа, где присутствует часть клира епархии, оглашено второе из писем (о секте). Насколько можно судить, о первом письме речь не идёт.
31 октября 2011 года Директор православной гимназии отец Сергий Бандурин сообщает Елене Никитиной о совещании у епископа и предлагает ей публично принести покаяние: отказаться от братства и остаться работать в гимназии простым учителем.
7 ноября 2011 года На расширенном заседании родительского комитета православной гимназии (пришла часть родителей и некоторые прихожане) Елену Никитину отказываются выслушать (как опасный элемент, который занимается «духовной педофилией»). На входе завхоз  гимназии И.Г. Алексеенко[4] по собственной инициативе раздаёт всем распечатки сайта «Благодатный огонь»[5] с клеветой на Преображенское братство и его духовного попечителя отца Георгия Кочеткова.
Декабрь 2011 года Александр Королёв уволен из гимназии
 Февраль 2012 года Елена Никитина уволена из гимназии. В издании храма – Приходском вестнике начинают печататься статьи, направленные против братства. Как и в большинстве подобных случаев, они представляют собой перепечатки фрагментов старых, давно опровергнутых материалов[6].
18 марта 2012 года   В Нижневартовск приезжает А. Дворкин, которого пригласили для выступления перед прихожанами и родителями гимназии. Александр Королёв и другие члены братства вступают с Дворкиным в публичную полемику, свидетельствуя о том, что он оперирует лживыми фактами. Вот лишь один пример: после того, как Дворкин заявляет, что о. Георгий Кочетков у себя в братстве запрещает причащаться всем людям, не прошедшим оглашения, двое членов братства, которые во время оглашения причащались еженедельно, заявляют об этом во всеуслышание.
1 января 2013 года Настоятелем храма становится протоиерей Сергий Шевченко. Бывшего настоятеля, протоиерея Максима Дурнева, отправляют в село Березово.
18 Января 2013 года Отец Сергий отказывает прихожанам, прошедшим катехизацию, в исповеди
Февраль 2013 года Отец Сергий отлучает прихожан, прошедших катехизацию, от причастия. Они встречаются с настоятелем и прихожанами, настроенными против катехизации и братства (разговор длится 5 часов). После разговора отец Сергий соглашается с тем, что группа, прошедшая катехизацию, – не секта и не еретическое течение, но продолжает считать, что она раскалывает церковь. Он не имеет ничего против того, чтобы эти прихожане причащались в других храмах, просто им «с ним не повезло». Предлагает написать письмо епископу; письмо написано и отправлено.
15 апреля 2013 Члены братства Александр Королёв, Артём Мунтян и Мария Галацан встречаются с епископом Павлом, который в ходе разговора обвиняет их в ереси и расколе, призывает к смирению.
14 мая 2013 года Священник Георгий Кочетков, духовный попечитель Преображенского братства, поздравляет епископа Павла с Пасхой. В поздравлении, в частности говорится: «Светлый праздник Христова Воскресения обновляет в нас память о крестном пути любви и свободы в этом мире, ведь именно этот путь даёт силу преодолевать всякую неправду, вражду и разделение. Не забудем и слов Спасителя: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним» (Мф 18:15), не прибегая ни к какому лжесвидетельству посредников. Пусть же воскресший Христос дарует Вам силы и вдохновение для участия в богочеловеческом деле созидания истинной Церкви, преодоления всякого разделения и отчуждения, всякой пустоты и богооставленности, а также для воплощения евангельского духа Православия в жизни».
21 Мая 2013 года В Нижневартовск из Управления делами Московского патриархата приходит ответ на письмо группы прихожан с описанием сложившейся ситуации. В ответе говорится: «В Ханты-Мансийскую епархию отосланы подобающие указания о том, что отлучение от причастия может иметь место при должном обосновании, которого в данном случае не усматривается». Тем не менее настоятель, давший членам братства разрешительную молитву, не допускает их до причастия, сославшись на запрет епископа.
20 июня 2013 года Александр Королёв и Олеся Коломытцева встречаются с настоятелем, который передаёт им устное сообщение епископа Павла: члены братства должны 1. Прекратить совместные собрания; 2. Не приглашать катехизаторов из других городов;  3. Не окормляться у священников за пределами епархии; 4. Попросить прощения у всех, кого ввели в смущение. Тогда их, может быть, допустят до причастия.
27 августа 2013 года Настоятель отказывает отлучённым в предоставлении  письменного документа об отлучении от Причастия.
29 августа 2013 года В Нижневартовск приезжает епископ Павел. В проповеди он говорит, что на нижневартовском приходе есть ересь и раскол, призывает не ходить на встречи к братчикам, не общаться с ними, а тем более не пускать к ним детей.
23 сентября 2013 года В Нижневартовск приходит ответ на второе письмо группы прихожан в Управление делами Московского патриархата. В ответе говорится, что епископу Павлу сообщены необходимые рекомендации; в письме также содержится призыв к хранению единства и послушанию.
сентябрь 2013 года В епархию приезжает патриарх Кирилл и разговаривает с епископом Павлом о ситуации с непричащением. Глава администрации города Нижневартовска дарит от города патриарху гобелен с изображением храма, выполненный Марией Никитиной, дочерью уволенной из православной гимназии Елены Никитиной.
9 октября 2013 года Настоятель храма, о. Сергий Шевченко встречается с Александром Королёвым и Еленой Никитиной и сообщает о решении причащать их по распоряжению патриарха. Как временная мера принято решение разрешить братчикам исповедоваться и причащаться только у двух священников. «Куратором» братчиков назначен о. Владимир Захаров.
20 октября 2013 года Братчиков начинают причащать.
Ноябрь 2013 года «По требованию прихода» Елена Никитина, которая в течение 5 лет была председателем жюри муниципального этапа олимпиады по основам православной культуры, исключена департаментом образования из состава жюри. Директору школы № 43, где работает Елена, поступают звонки с предложением уволить её с работы.
12 января 2014 года   Настоятель в проповеди говорит, что не согласен с мнением патриарха о решении причащать братчиков, но вынужден подчиниться.

С осени 2013 года братчикам в Нижневартовске не отказывают в исповеди и причастии. Но условие, что они причащаются и исповедуются только у двух священников: настоятеля и «куратора», сохраняется. Правда, после нескольких случаев, когда оба священника уезжали, а другие священники не решались исповедовать членов братства, настоятель сказал, что в таких ситуациях братчики могут исповедоваться и причащаться у любого священника. Явных гонений на братство в последние годы в епархии нет.


[1] Содержание этой полемики см. в сборнике «Христианский вестник» № 4, т.2

[2] Решением Священного Синода от 25 декабря 2014 г. (журнал № 120) назначен главой Ханты-Мансийской митрополии. 1 февраля 2015 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

[3] Ныне настоятель храма Архангела Михаила с. Червишево (Тобольская епархия)

[4] В настоящее время готовится к катехизации

[5] Этому изданию, известному своей антицерковной позицией, в сентябре 2011 года было отказано в грифе Синодального информационного отдела. Некоторые публикации этого журнала приводятся в сборнике «Христианский вестник» № 4.

[6] Многие из этих материалов (так же как и ответы на них) приводятся в сборниках «Христианский вестник» № 3, 4