Не должно вам быть

«Non licet vos esse» (лат. – не должно вам быть) – таким приговором римские императоры лишали первых христиан права на существование. Этим же принципом руководствовалась советская власть в своих гонениях на Церковь, последовательно нараставших начиная с 1917 года.

Казалось бы, и то и другое осталось в прошлом. Но если присмотреться к тому, как последовательно преследуются в наши дни в некоторых епархиях члены крупнейшего в Русской православной церкви Преображенского братства, невозможно не вспомнить именно эти слова. Церковное движение, признанное на самом высшем уровне, в нескольких крайне немногочисленных, но шумных епархиях насильственно вытесняется из церковной жизни, а его члены без каких бы то ни было на то оснований годами (!) отлучаются от причастия. И это при том, что Преображенское братство входит в совет православных общественных объединений при Синодальном отделе по взаимоотношениям с обществом и СМИ, братчики постоянно участвуют, в том числе в качестве докладчиков, в многочисленных конференциях Русской православной церкви, а один из членов братства много лет входит в несколько комиссий Предсоборного присутствия. Среди тех, кто поддерживал и поддерживает братство, есть и миряне, и священники, и архиереи (в дни праздников среди поздравлений, пришедших на имя духовного попечителя братства о. Георгия Кочеткова, нередки подписи иерархов Русской православной церкви; архиерейское благословение было получено на издание «Катехизиса» и семитомника переводов «Православное богослужение»). Но есть и среди мирян, и среди священников, и среди архиереев и преследователи братской жизни.

Схема преследований везде одна и та же: несколько человек (где-то – настоятель храма, где-то – несколько прихожан, порой они из другого прихода) пускают в ход давно опровергнутую, но так и оставшуюся в интернет-помойке клевету и начинают ее активно распространять. Братство пережило несколько волн гонений (в 1993-1994, 1997-1998, 2000 годах) и благодаря этому стало одним из главных персонажей наших сборников. Но если в них мы старались приводить и материалы «обвинителей», и материалы «оправдателей», то ресурсы, которые можно назвать «фундаменталистскими» все эти годы концентрировали одни лишь обвинения, практически всегда ни на чем не основанные, и «забили» ими все интернет-пространство.

Обычно вслед за этим в епархиях, которыми руководят члены той «антипатриаршей команды», которую отчасти поименно назвал в одном из своих обращений бывший Архангельский, а ныне Курганский митрополит Даниил (Доровских) ( «главный фигурант» раздела «Заостровское дело») – среди них митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон (Васюков), митрополит Ханты-Мансийский Павел (Фокин), епископ Котласский Василий (Данилов) – вводится запрет на причастие членов братства. Не помогают даже письма из Управления делами Московской Патриархии, где указывается, что причин для отлучения людей от причастия нет. Архиереям-самочинникам, призывающим других к повиновению себе и при этом не желающим слушать никого, они не указ. И хотя это случаи единичные, и войну против братства ведут лишь несколько человек из более чем четырехсот архиереев Русской православной церкви, тем не менее это один из симптомов той болезни, которой посвящены наши издания. Болезни, требующей лечения и исцеления.

В некоторых из пострадавших епархий удается со временем найти мирное решение. Увы, не везде…

Для тех, кто оказывается под влиянием гонителей братства, невместимой оказывается информация о том, что о. Георгий Кочетков – служащий священник Русской православной церкви, а братство активно участвует в разнообразных общецерковных конференциях и встречах: «Какие благословения? У Дворкина же написано, что это секта!»

У тех же, кто не знает о происходящем в нескольких отдаленных епархиях, часто возникает и другого типа недоумение: «Какие гонения? Вчера я сидел рядом с о. Георгием на престижном богословском форуме, его с вниманием слушали!» Но ведь люди, испытывающие боль, переживающие несправедливость, пусть даже это происходит лишь в нескольких городах, нуждаются в сочувствии и помощи…

К сожалению, гонения – это то, о чём всегда тяжело говорить: пытаясь спорить с нелепыми обвинениями, обнаруживаешь себя будто опутанным какой-то липкой грязью: «то ли он украл, то ли у него украли, в общем, была какая-то мерзкая история». Но если помнить, что «борьба у нас не против крови и плоти, но против начал, против властей, против повелителей этого мира тьмы, против злых духов на небесах» (Еф 6:12), что с духом клеветы, неправды, рабства мы и должны бороться в церкви, бороться все вместе – и члены братства, и члены приходов, и насельники монастырей, миряне, священники, иерархи – то наша борьба не останется тщетной, и мы все вместе будем идти именно тем путём, который ведёт через смерть к воскресению.