Борьба за приходской устав

10 октября 2009 г. Священный Синод Русской православной церкви утвердил новую редакцию типового устава прихода[1]. В постановлении архиереям епархий, расположенных на территории Российской Федерации, предписывалось «привести гражданские уставы зарегистрированных приходов в соответствие с новой типовой формой и обеспечить государственную регистрацию соответствующих изменений (дополнений) в данные уставы». Эта новая редакция сразу вызвала существенные замечания со стороны приходского собрания храма Святых Жен Мироносиц г. Пскова.

Прот. Павел Адельгейм, бывший настоятель храма Святых Жен Мироносиц, считал, что новый типовой устав исповедует неканонический взгляд на Церковь: «за вину одного согрешившего требует наказания множества невиновных: «В случае, если член Приходского собрания не исполняет хотя бы одну из обязанностей, предусмотренных пунктом 7.4 настоящего Устава, Епархиальный архиерей единоличным решением вправе исключить всех (часть) членов из состава Приходского собрания и включить в его состав новых членов по собственному усмотрению»[2]. Обязанности (ст.7.4) сформулированы неконкретно и позволяют обосновать любое пристрастие епископа вопреки Карф.16[3]».[4]

Он указывал и на то, что такой Устав также нарушает законы РФ: «Архиерей посягает на право граждан, гарантированное Конституцией РФ: «Каждый имеет право на объединение» (ст.30). Не являясь учредителем местной религиозной организации или её членом, архиерей присваивает власть единоличным решением исключить из организации всех учредителей и членов Приходского собрания. Это противоречит ФЗ-125[5], который не допускает увольнение учредителей»[6].

На приходском собрании общины храма Святых Жен Мироносиц  18 апреля 2011 года прот. Павел Адельгейм зачитал свое обращение к митрополиту Варсонофию (на тот момент занимавшему должность Управляющего делами Московской патриархии) с просьбой разъяснения, уточнения и с предложением внесения поправок в новый Устав прихода.  Было решено, что всем членам приходского собрания стоит получше ознакомиться с новой редакцией Устава, а обсуждение пока отложить примерно на месяц, до 10 мая. Фактически это означало отказ проголосовать за новый устав «автоматом», без обсуждения.          

Так началось противостояние, в ходе которого подавляющее большинство членов приходского собрания, включая учредителей и самого о. Павла, были выведены из приходского собрания.

В этом — суть противостояния, в результате которого архиереем и подчиненным ему епархиальным судом была фактически разрушена приходская община храма свв. Жен Мироносиц.

Хронология «дела»:

18 апреля 2011 г. Настоятель храма свв. Жен Мироносиц иерей Сергий Иванов на собрании приходского совета предложил принять Устав прихода в новой редакции. После обсуждения в результате голосования за устав высказались 5 членов приходского собрания, против — 15. Появилось другое предложение, которое и было принято большинством голосов (расклад зеркально обратный: за — 15, против — 5) и зафиксировано в протоколе как постановление собрания: «Отложить обсуждение устава до 10.05.2011 г. — поручить о. Павлу Адельгейму подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в устав прихода».   см: Протокол Приходского собрания 18.04.11.  
Апрель 2011 г. Отец Павел отправил письмо Управляющему делами Московской патриархии митрополиту Санкт-Петербургскому Варсонофию с вопросом о новом Уставе прихода, указывая на положения, «которые противоречат канонам Вселенской Церкви и гражданскому законодательству РФ». Ответа не последовало.   См.: Вопросы об Уставе к священноначалию.  
10 мая 2011 г. Намеченное для обсуждения Устава собрание приходского совета не состоялось. Прихожане собрались, но ни настоятель, ни благочинный так и не появились.
3 июня 2011 г. Оглашено резолютивное решение Псковского епархиального суда о выводе 11 действительных членов, отказавшихся голосовать за новый устав прихода 18 апреля, из состава приходского собрания храма Святых Жен Мироносиц. Отца Павла Адельгейма пригрозили уволить за штат, но ограничились предупреждением. Перед принятием решения Псковский епархиальный суд допросил о. Павла (первый допрос), затем членов Приходского собрания храма святых Жен Мироносиц (вторая часть допроса). Диктофонная запись велась как судом, так и ответчиками.
Cм: Допрос . Часть 1.
Допрос. Часть 2.
Суд принуждает Приход принять Устав.
Суд или расправа?
«Я, обвиняемый, священник Павел Адельгейм…» Допрос Адельгейма Ивана Павловича  
22 августа 2011 г. Проходит второе приходское собрание в новом составе на тему принятия новой редакции приходского устава. Из 12 оставшихся членов Приходского собрания за принятие нового Устава прихода голосуют пять человек: настоятель, диакон, свечница и две певчие. Против принятия Устава голосуют семь человек. Результаты голосования отражены в Протоколе Собрания, велась диктофонная запись.
По окончании собрания благочинный заметил настоятелю, что он плохо подготовил собрание, а следовало удалить из собрания всех, кто «ПРОТИВ» и пригласить только тех, кто «ЗА». См.: «Победителей не судят?»
25 августа 2011 г. Третье Приходское собрание на тему принятия новой редакции Приходского Устава. Голосование прошло в новом составе Приходского собрания. Голоса разделились 6 на 6. Но так как голос настоятеля, согласно Уставу прихода, имеет преимущество, новый Устав прихода был признан принятым.   См.: Новый Устав Прихода “продавили”
31 августа 2011 г. Приход подал апелляцию в Общецерковный суд.
Октябрь 2011 г. Управление юстиции по Псковской области отказало в регистрации устава храму свв. Жен Мироносиц. Основание отказа – в том числе те нарушения, которые о. Павел описал в своем исковом заявлении: за прошедшие месяцы митр. Евсевий утверждал четыре разных списка приходского собрания.  
6 ноября 2011 г. Состоялось четвёртое Приходское собрание по поводу принятия нового Устава Прихода. Дьякон зачитал отказ Управления юстиции в государственной регистрации прихода. Исключённые Псковским епархиальным судом из Приходского собрания подали заявление с требованием участия в голосовании. Свящ. Иванов заявление взял, расписался, но к голосованию их не допустил. При голосовании за принятие нового Устава девять человек проголосовали «против», а шесть «за». Таким образом, новый Устав Прихода не был принят приходом в четвёртый раз. См.: Четвёртое собрание на ту же тему.
6 ноября 2011 г. Подано заявление исключённых Псковским епархиальным судом из Приходского собрания прихожан в Управление Псковского отдела Министерства юстиции Российской Федерации
21 ноября 2011 г. Состоялся второй епархиальный суд, на котором из состава приходского собрания храма свв. Жен Мироносиц вывели еще 9 членов, отказавшихся голосовать на новый устав 6 ноября.
1 апреля 2012 г. Исключенные члены приходского собрания обратились с письмом к правящему архиерею с просьбой разобраться с ситуацией. Копия письма была отправлена в Общецерковный суд. Ответа из Псковской епархии на это письмо не последовало.   см: В МП и Псковскую епархию
16 апреля 2012 г. Общецерковный суд направил о. Павлу извещение об отклонении его апелляции от 31 августа 2011 года. Причины, по которым апелляция не принималась к производству: члены приходского собрания «относятся к числу мирян, состоящих на церковных должностях». Решения же епархиальных судов об увольнении должностных лиц обжалованию не подлежат (по Положению о церковном суде).   См: Ответ на апелляцию ждали 11 месяцев, и получили…
1 мая 2012 г. О. Павел отправляет письмо на имя секретаря епархиального суда, где объясняет: в апелляции речь шла не об увольнении, а о целом ряде нарушений, совершенных епархиальным судом.  
18 мая 2012 г. Члены Приходского собрания храма святых Жен Мироносиц обратились к секретарю Общецерковного суда еп. Александру (Агрикову) с просьбой все-таки принять к рассмотрению апелляционные жалобы членов Приходского собрания от 30.08.11.
29 мая 2012 г. Отправлено письмо о. Павла патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Это просьба обратить внимание на нестроения, происходящие в Приходе храма святых Жен Мироносиц Псковской епархии и оказать пастырское содействие в восстановлении норм церковной жизни.   См.: Ваше Святейшество!
29 июля 2012 г. Сын о. Павла, Иван Павлович Адельгейм, направил иск в Псковский городской суд. Предмет иска: признать решение Псковского епархиального суда об исключении его из членов приходского собрания «не действующим и не подлежащим  применению в светских правоотношениях»[7].
21 августа 2012 г. Настоятель храма Св. Жен Мироносиц священник Сергий Иванов пишет отзыв ответчика в Псковский городской суд с просьбой в этом иске отказать, производство по делу прекратить. См.: Отзыв ответчика.
15 августа, 29 августа, 7 сентября 2012 г. Состоялись заседания по рассмотрению иска И.П. Адельгейма. Решение суда: «в удовлетворении иска отказать в полном объеме».
11 октября 2012 г. И.П. Адельгейм передал апелляцию на решение Псковского городского суда по его иску в вышестоящую инстанцию – Псковский областной суд.
23 октября 2012 г. Состоялось заседание Общецерковного суда по апелляции о. Павла. Из решений:  «…в производстве рассматриваемого дела в епархиальном церковном суде Псковской епархией был допущен ряд процессуальных нарушений».
1 ноября 2012 г. Приходское собрание храма свв. Жен Мироносиц приняло новый устав прихода. Накануне, 31 октября появился официальный указ архиерея, закрепляющий решения епархиального суда 2011-2012 гг. о выводе всех «несогласных»  из приходского собрания[8]. См.: “Благообразно и по чину” (1Кор.14, 40).
20 ноября 2012 г. Состоялось заседание Псковского  областного суда, на котором апелляция на решение, принятое Псковским городским судом, была отклонена. См.: Гуманное неправосудие.
18 декабря 2012 г. О. Павел и изгнанные члены Приходского собрания отправили письмо патриарху Кириллу, в котором указывалось на важные процессуальные ошибки в решениях Общецерковного суда от 23 октября 2012 г.   См.: Святейшему Патриарху в Общецерковный суд.
Февраль 2013 г. На конференции «Равнина русская», проводимой Свято-Филаретовским Институтом, о. Павел принял решение вступить в Преображенское братство. Позже он говорил о причине этого решения так: «То, что делает отец Георгий Кочетков, похоже на гнездышко, которое отец Георгий свил, и это единственное место в нашей церкви, где можно очень хорошо жить». Вскоре о. Павел стал членом группы, прошедшей оглашение во Пскове. По воспоминаниям братчиков, он «не столько «вошел в нашу группу», сколько взял её на буксир, как бурлак, и это было очень сильное чувство». См.: «Батюшка, как же это так случилось, что Вы вступили в братство?»
5 августа 2013 г. Свящ. Павел Адельгейм был убит рукой молодого человека, которого впоследствии признали страдающим шизофренией.    

[1] Журналы синода доступны по ссылке http://www.patriarchia.ru/db/text/810642.html. См. журнал № 85.

[2] Устав Прихода. Ст.7.3.

[3] 16 правило Карфагенского собора упоминает о возможности осуждения по пристрастию, вражде, угождению  и т.п.: «Разсуждено такожде и сие: аще (если. – Ред.) от каких бы то ни было судей церковных судное дело принесено будет к другим судиям церковным, имеющим высшую власть: да не будет никакого нарекания тем, коих приговор отменен будет, аще (если. – Ред.) не могут быти обличены, яко или по вражде или по пристрастию осудили, или неким угождением прельщены были».

[4] Священник Павел Адельгейм: Грех возведен в норму. www.adelgeim.livejournal.com. 08.07.2011

[5] Имеется в виду Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Необходимо учитывать, что с рассматриваемого времени закон претерпел многочисленные изменения.

[6] Там же.

[7] Из заметок о. Павла:

Требуя отмены недостойного решения Псковской епархии, истец защищает свои гражданские права и моральное достоинство РПЦ от произвола конкретных лиц, которые ошибочно понимают отделение религиозной организации от государства как вседозволенность.

[8] Из заметок о. Павла:

Закончилась эпопея,  длившаяся с октября 2009 по ноябрь 2012 года. Шесть Приходских собраний, три Епархиальных суда и, наконец, откровенное насилие с нарушением федеральных законов и Устава, утвержденного самим митрополитом Евсевием. 35 учредителей и членов Приходского собрания выгнали без всякой вины.

Закончить нам хотелось бы последней проповедью протоиерея Павла Адельгейма: Совсем непросто стать чадом Божьим.