Дело о непричащении в городе Твери

В Твери православные братства, входящие в Преображенское содружество, появились еще в начале 1990-х годов. История их была нелегкой: ныне ушедший на покой митрополит Виктор (Олейник) не жаловал братчиков и периодически обрушивал на них тяжелые испытания (вплоть до запрета не только причащать, но и елеопомазывать членов братства и даже их маленьких детей, вплоть до младенцев). Потом эти запреты отменялись вплоть до очередного обострения. Об одном из таких эпизодов рассказывается в сборнике «Христианский вестник» № 4 (дело происходило в 2000 году после снятия прещений с духовного попечителя Преображенского братства священника Георгия Кочеткова и 12 братчиков; митрополит Виктор тогда не только отказался, глядя на это, снять свой запрет причащать тверских братчиков, но и сказал им в сердцах: «Патриарх снял прещения? Вот к своему патриарху и поезжайте причащаться!»).

Здесь мы рассказываем о развитии событий в Твери через 7 лет после этого, в 2007 году.

дата Событие
8 февраля 2007 года


На заседании епархиального совета Тверской епархии принято решение о «запрещении всем, кто относит себя к так наз. «кочетковцам», разделяет их взгляды и практикует их ложное обновленческое учение, имеющее своей истинной целью церковный раскол, причастия Святых Христовых Таин во всех храмах на всей канонической территории Тверской епархии».
25 февраля 2007 года, Торжество православия
В Вознесенском соборе г. Твери более 100 человек отлучены от причастия. Прихожане вспоминают: «Три дня мы пытались поговорить с епископом Виктором на эту тему. В первый день владыка шумел, и лишь вопрос о детях заставил задуматься тверского архиерея. Как быть с детьми? Ведь они тоже попадают под решение епархиального совета как «последователи» если не прямо о. Георгия Кочеткова, то своих родителей, и как им объяснить, что происходит в церкви? Секунду подумав, владыка милостиво разрешил детям причащаться. В третий день владыка отказался принимать ходоков, сославшись на занятость неведомым нам отчётом. Что ж, отчёт важнее, чем судьбы и души полутора сотен человек».
1 марта 2007 На сайте Тверской епархии появился официальный комментарий епархиального миссионерского отдела относительно отлучения от причастия, в котором указывается его причина: «откровенно сектантский характер» братства, тот факт, что оно организовано без архиерейского благословения, ощущение «духовной исключительности» и «элитарности» членов братства. В частности, в комментарии говорится: «Сами «кочетковцы» представляют себя эдакими новаторами, призванными исправить недоработки в церковном устройстве, прежде всего в катехизации, т.е. обучении новоначальных христиан основам веры. Но по причине главенства в их братствах ложной сектантской духовности, эта задача оказывается ими полностью проваленной. Ведь результатом катехизации должно стать вхождение в церковную жизнь христианина, а именно этого и нет. Вместо воцерковления катехумен получает набор полуправославных-полупротестантских взглядов, вражду к Церкви-матери, и совершенную невозможность жизни в любой другой общине, кроме «кочетковской»».  
март 2007 года   В газете Кифа №4(62) опубликован комментарий члена православного тверского братства Вадима Слепнёва к произошедшему в Твери. Из статьи: «О священноначалии. Иногда наши оппоненты красиво говорят от лица «Матери-церкви». Что они под этим подразумевают? Для меня это всегда загадка. Так бы и сказали – епархиальное управление в лице епископа и подчиненных ему священников. Понятно, что от имени всей Церкви может говорить только собор, в идеале вселенский или поместный. А говорить в таком статусе свои собственные слова – это и есть настоящее сектантство. Во всех обвинениях и нападках одни пустые слова и подтасовки, не приводится ни серьезных доводов, ни решений богословских комиссий, назначенных патриархом Алексием. О нашей жизни. …Говорят, что мы приводим «к себе в братство, а не в Церковь». А не задают ли себе вопрос великие ревнители, называющие нас кучкой интеллигенции: «А можно ли умного, грамотного, читающего и думающего человека так увлечь и запрограммировать?» Ни один человек, прошедший катехизацию, не может сказать, что у него нет свободы выбора! Ни один! Опровергать это могут только патологически больные люди. Приходящий к нам народ на «мякине» не проведешь. Если человек выбирает братский путь в жизни Церкви, то это не значит, что это сектантство. Жизнь в братстве есть в традиции Церкви, восходящей к апостолам. Апостол Петр говорит: «братство любите..» (1 Петр 2.17). Если человек видит на приходе возможность служить Богу, то все мы принимаем такой выбор человека. На этом мы твердо стоим. О «сектантстве». Мы никогда себя от Русской Православной Церкви не отделяли, и отделять не собираемся. Это наша церковь, она дана нам Христом через апостолов и наших предков. Мы в ней крещены и миропомазаны. Мы в ней живем по дару Божьему. Никто не сможет своими интригами нас из неё вытолкнуть в раскол, хотя некоторым очень хотелось бы этого. Очень жалко видеть разрушенные ненавистью души людей в приходах. Они искренне верят, что, борясь с нами, они борются с врагами Церкви Христовой, но объяснить, почему мы враги (иногда даже слуги сатаны!), не могут. Тогда кто запрограммирован? Страшнее всего ответ на вопрос: кем?»  
март 2007 года   В том же номере газеты Кифа №4(62) опубликован комментарий замдекана исторического факультета тверского филиала РГГУ, члена православного тверского братства Владимира Лавренова к произошедшему в Твери. Из статьи: «Вероятно, наступают времена, которые 60 лет назад предсказала монахиня Мария (Скобцова) – знаменитая «мать Мария», мученически погибшая в 1945 г. в Равенсбрюке. Она говорила, что церковь в России, несомненно, победит, но руководить в ней будут люди, сформировавшиеся в советское время. И это значит – «всякая свободная мысль в Церкви будет караться смертной казнью». В таком случае уже сама жизнь в ней по Евангелию, а не по мнениям отдельных современных «авторитетов», будет рассматриваться как ересь, о чём свидетельствует дух и буква решения тверского епархиального совета от 8 февраля сего года».  
29 марта 2007 года На сайте РАЦИРС в ответ на комментаритй В. Лавренова опубликована статья А. Л. Дворкина «Успокоительное для тверского кочетковца».  Статья написана в тоне, который достаточно ясен из следующего фрагмента:  «… невротичность и психопатичность, в случае, когда они выступают базовыми чертами личности, с трудом поддаются коррекции, угрожая в будущем новыми припадками. А свойства патологического кверулянта лишь усугубляют эту и без того невеселую картину. Подобные грустные размышления невольно приходят в голову, когда знакомишься с очередным опусом кочетковского активиста из Твери г-на В.И. Лавренова. Как всякая демонстративная натура, он не довольствуется резонансом местного масштаба на свои заявления, а по мере возможности всячески пытается привлечь как можно более широкое внимание к своим застарелым, беспочвенным, а потому давно набившим оскомину претензиям к местной епархии в лице правящего архиерея, епархиального совета и руководства епархиального миссионерского отдела».
21 апреля 2007 года Свящ. А. С-ов, Санкт-Петербург (по взглядам и убеждениям – умеренный традиционалист и консерватор) пишет статью, опубликованную в газете «Кифа». Фрагмент из статьи: «На самом деле выход до смешного прост: свой храм для общины кочетковцев с настоятелем, рукоположенным епископом из их числа. И пусть они молятся – с благословения епископа – по тому Уставу, который им кажется лучше, понятней, оптимальней. Хотите на русском: да ради Бога! Пусть епископ благословит перевод и – вперёд. Я уверен на все 100, что если бы дело было не в Твери, а в Сурожской епархии при жизни митр. Антония, всё так бы и решилось, к взаимной радости и епископа, и общины. И то, что в Тверской епархии такое самоочевидное решение кажется немыслимым (и даже не обсуждается!), то, что вместо подхода с любовью, как к детям своим, которых надо понять и помочь, предпочитают применять власть, наказывать и карать, относясь к ним, как к «пьяным хулиганам», свидетельствует, увы, о глубокой духовной болезни иерархии…»
  Протоиерей Павел Адельгейм, специалист по церковным канонам, пишет комментарий к тверскому отлучению от причастия. «…Для канонов обычно выражение: «Аще епископ, или пресвитер, или диакон, аще мирянин…». Епископ всегда несёт ответственность в первую очередь. Нынешний устав и суд снимают с епископа обязанности и ответственность, предоставляя ему полноту прав вплоть до безответственного произвола. Епископ обладает статусом неприкосновенности. Клирикам и мирянам Устав не предоставляет никаких прав, не обеспечивает их защиты от несправедливости и насилия со стороны епархиальной власти».
21 апреля 2007 года В газете «Кифа» опубликовано письмо Н.А. Струве: «На меня, на мою жену, на всех, с кем мне пришлось в эти дни встречаться, это отлучение произвело удручающее впечатление. Как мог это допустить Владыко Виктор? Отлучать от причастия невинных детей – уму непостижимо, такого в истории Церкви еще не было, но и скопом сотню взрослых ни в каком грехе не повинных – безумие, потеря ориентиров… Это не только неканонично (превышение власти), а просто кощунственно, вразрез со всем учением Христа. Святейший Патриарх и Св. Синод должны добиться отмены этого постановления Тверского епархиального совета, иначе оно ляжет тяжелым пятном на всю Церковь».
1 и 21 апреля 2007 года Тверскими православными братствами проведены две культурно-просветительских встречи: презентация тетрадей Евфросиньи Антоновны Керсновской под общим названием «Сколько стоит человек?» с приглашением из Москвы И.М. Чапковского и сотрудников Дома русского зарубежья и вечер памяти матери Марии (Скобцовой): «Жизнь и судьба». Архиепископу Тверскому и Кашинскому Виктору председателями братств были написаны два прошения с просьбой благословить эти мероприятия. Архиепископ ответил отказом.
20 мая 2007 года Братство передает письмо архиепископу Тверскому Виктору. В письме, в частности, говорится:   «Некоторые из нас недавно пришли в церковь и далеко не всё в ней знают и умеют. Но мы хотели бы, чтобы наша жизнь была полной, чтобы все её стороны были вполне воцерковлены. Поэтому мы встречаемся не только в храме, но и дома, стремясь вместе с другими братьями и сёстрами укрепиться в православной вере, благочестии и доброделании. Мы стараемся вместе читать Священное Писание, писания святых отцов и учителей Церкви, учимся петь по-церковному. Надеемся, что все это поможет нам лучше укорениться в православной традиции и ответственно проводить свою церковную жизнь. …Мы всегда были верными чадами Русской православной церкви, в которой мы духовно родились, и не думаем никуда из нее уходить. Мы не имеем другого правящего архиерея, кроме Вас. И если мы чем-то Вас огорчили, то только по недоразумению».
30 мая 2007 года Братчики узнают о снятии с них прещений. Епархиальный совет после отправленного братчиками письма обратился с ходатайством о них к архиерею. На этом ходатайстве архиепископ Виктор поставил положительную резолюцию с пожеланием следовать «букве и духу написанного»

С уходом митрополита Виктора на покой и назначением в Тверь молодого, образованного митрополита Саввы церковная жизнь тверских братств, казалось бы, наконец не только освободилась от несправедливых обвинений, но и начала приносить плод для всей епархии. В течение года братчики организовывали вызвавшие неподдельный интерес семинары и встречи для прихожан тверских храмов. Однако посеянные за предыдущее двадцатилетие ядовитые семена не могли не дать свой плод. Об этом мы расскажем в следующем нашем сборнике.