Вельск

Дело о непричащении в г. Вельске

Вельск впервые упоминается в 1137 году в уставе новгородского князя Святослава Ольговича как пункт сбора церковной дани. С 1880-х годов становится местом политической ссылки. Вельск — железнодорожная станция на линии Москва — Котлас — Воркута. В 1930-1940-е годы, когда в этих краях располагались многочисленные лагеря, и Севдвинлагом была построена Печорская (ныне Северная) железная дорога, население города выросло с 5 до 20 с лишним тысяч. Ныне в городе проживает около 23 тысяч человек. Храм в городе один (с 1936 по 1946 год был закрыт).

***

С 1997 года часть прихожан вельского храма, а также люди, которые искали дорогу к Богу и в церковь, объединялись в группы для изучения Писания и Предания, серьезной подготовки к крещению, а для некрещеных – к постоянной, серьезной церковной жизни. К 2003 году прошли катехизацию несколько таких небольших групп, которые объединились в одну. Настоятелем Свято-Успенского храма в Вельске в те годы был о. Валентин Таразевич. Он знал о том, что в городе идет катехизация по методу священника Георгия Кочеткова, и хотя не одобрял инициативу прихожан, гонений на огласившихся не устраивал и причащал их 4 раза в год, как и всех остальных. После смерти о. Валентина (в 2003 году) в храме сменилось множество священников (о. Антоний (Яворский), о. Михаил Ходунов, о. Артемий Ведерников, о. Сергий Ермаков, о. Андрей Ермилов) и у каждого из них были свои взгляды на церковные правила. Прошедшие оглашение прихожане пытались соблюдать каноническую норму причастия каждую неделю[1]. Иногда это удавалось, но потом наступали периоды, когда, по усмотрению настоятеля, им отказывали в причастии, не допускали или всех, или кого-нибудь лично.  Причиной отлучения мог быть невенчаный (хотя и зарегистрированный) брак, опоздание на службу даже на 5 минут – в зависимости от настроения священника. Однако серьезных продолжительных конфликтов на приходе не было. Прошедшие оглашение все эти годы участвовали в жизни прихода: в 1990-е, когда храм отапливался печами, все вопросы с закупкой, колкой, уборкой дров лежали на их плечах; они покупали мебель и утварь, приносили продукты и цветы, помогали в уборке и обустройстве храма.

В 2008 году благодаря оглашению в Вельске родилось Свято-Стефановское малое православное братство, вошедшее в Преображенское содружество. Братство занималось катехизической, просветительской и культурной деятельностью; члены братства продолжали поддерживать приход трудом и деньгами.

15 октября 2009 года Настоятелем Успенского храма г. Вельска становится священник Артемий Ведерников. Первое время он благожелательно общается с братчиками, приглашает их на общую трапезу в праздники, приходит на организованные братством встречи.
20 октября 2010 года В возрасте 47 лет преставился ко Господу епископ Архангельский и Холмогорский Тихон[2]
24 декабря 2010 года Епископом Архангельским и Холмогорским назначен Даниил (Доровских)
сентябрь 2011 года О. Артемий Ведерников перед исповедью объявляет в храме, что пришло благословение епископа Архангельского и Холмогорского Даниила причащать прихожан 1 раз в 2 недели, не чаще.
октябрь 2011 года Священник Артемий Ведерников во время частного разговора с одной из оглашаемых узнал, что она оглашается и попросил ее собрать в храме огласительную группу. На этой встрече он сказал, что братство – это  секта, что ходить на катехизацию с участием братчиков нельзя и показал клеветнический фильм об о. Георгии Кочеткове[3]. Оглашаемые ему поверили и больше половины группы отказалось от катехизации. Большинство из них больше не появлялось и в храме[4].
27 декабря 2011 года Архангельская епархия становится митрополией, то есть ее территория делится на нескольких более мелких епархий, не вполне самостоятельных, но зависящих от главы митрополии – митрополита. В составе Архангельской митрополии основаны три епархии, в том числе Котласская и Вельская[5]. Временным управляющим новообразованной Котласской и Вельской епархии остается по совместительству епископ Архангельский Даниил.
18 января 2012 года Священник Артемий Ведерников переведен в Архангельск[6].
Март 2012 года Настоятелем храма становится о. Сергий Ермаков. Он остается на этой должности недолго, ни с кем не ссорится. Одной сестре из братства говорит: «Я уеду, и тут будет разорение, но не моими руками».  
4 октября 2012 года Управляющим Котласской и Вельской епархией назначен епископ Василий (Данилов). Архангельской митрополией (в состав которой входит епархия) по-прежнему руководит митрополит Даниил (Доровских).
 С января 2013 года Настоятелем Свято-Успенского храма становится о. Андрей Ермилов. Вначале при новом настоятеле в светлую Пасхальную неделю 2013 года причащают каждый день без исповеди, и он сам призывает всех к этому. Но сразу после Светлой он говорит, что будет причащать не чаще, чем раз в две недели по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила.
23 марта 2014 года. Великий пост, Неделя Крестопоклонная После литургии протоиерей Андрей Ермилов начинает обвинять с амвона членов Преображенского братства и духовного попечителя братства священника Георгия Кочеткова в сектантстве. Признавая, что официально братство сектой не названо, он утверждает, что братчики, на его взгляд, живут обособлено (видимо, воспринимая таким образом то, что кроме участия в богослужении они еженедельно встречаются для совместного чтения Писания, ездят в совместные паломничества и свидетельствуют ближним о вере) и это значит что «никакого отношения к РПЦ это не может быть»[7].
30 марта 2014 года. Неделя преподобного Иоанна Лествичника Протоиерей Андрей Ермилов объявляет, что отныне запрещено причащаться «всем последователям священника Георгия Кочеткова» и что вопрос о допуске к причастию этих людей отныне будет решать епископ Василий.  
31 марта 2014 года В местном доме культуры проходит приходское собрание «Разбор богословских трудов священника Георгия Кочеткова». Объявление о собрании опубликовано в местной районной газете с припиской «Явка всех обязательна». Ведет собрание о. Виктор Пантин, возглавляющий в то время миссионерский отдел епархии[8]. На собрании отец Георгий назван сектантом, а его «последователям», т.е. членам Преображенского братства, проживающим в Вельске, запрещено вести миссионерскую и катехизическую деятельность. На собрании присутствует священник Иоанн Привалов, родители которого являются прихожанами вельского храма. Он хочет озвучить не совпадающее с мнением устроителей собрания мнение патриарха Кирилла о Преображенском братстве и священнике Георгии Кочеткове, но ведущие говорят, что это мнение им уже известно. По итогам этого собрания в начале апреля в притворе храма повешено объявление «Братья и сестры, внимание! На территории Вельского благочиния запрещена миссионерская образовательная, просветительская и иная деятельность Московского «Преображенского братства», а также «малого братства в честь свт. Стефана Великопермского», как не имеющих благословения правящего архиерея»[9]. С этого момента членов братства перестают причащать и требуют роспуска братства и покаяния  за миссионерскую и катехизическую деятельность.
8 апреля 2014 года Братство пишет два прошения – на имя настоятеля и епископа – с просьбой опубликовать список лиц, которым запрещено причащаться, и каноническую причину запрета. На эти письма ответов не последовало.
Май 2014 года Братчики несколько раз встречаются с настоятелем, стремясь выяснить, есть ли хоть какие-нибудь канонические причины отлучения их от причастия. В ответ о. Андрей отсылает братчиков к епископу.
16 июня 2014 года Братство встречается с епископом Василием в г. Коряжме. Во время встречи епископ не говорит об отлучении братчиков от причастия и не предъявляет никаких обвинений, в том числе в отношении деятельности братства, соответственно, о наложении какой бы то ни было епитимьи речи не идет[10].Но ситуация на приходе остается прежней и братчиков все равно не причащают.
8 июля 2014 года Братство пишет первое письмо Управляющему делами Московской патриархии митрополиту Варсонофию: «…Большинство из нас стали прихожанами Свято-Успенского храма 20 лет назад. Мы не мыслим своей жизни без Бога и Русской Православной Церкви. Около 20 лет мы регулярно участвуем в таинственной жизни Церкви. Однако полгода назад настоятель Вельского прихода (он же Вельский благочинный) протоиерей Андрей Ермилов стал отказывать нам в регулярном причастии лишь на том основании, что мы пришли в Русскую Православную Церковь благодаря помощи и поддержке священника Георгия Кочеткова и Преображенского братства. Несмотря на то, что каждый раз мы готовимся ко Святому Причащению (соблюдаем посты, читаем положенные молитвы, каждую субботу посещаем Всенощное бдение, избегаем тяжких (смертных) грехов), нам дают разрешительную молитву, но отказывают в Святом Причащении. Так происходит каждую неделю последние четыре месяца».
12 июля 2014 года, праздник Петра и Павла После исповеди председателя братства Татьяны Кондаковой у неё с о. Андреем Ермиловым происходит длительный разговор. О. Андрей говорит ей, что не хочет раскола и вражды, что ничего против братства не имеет, что образованные люди в церкви необходимы. Когда построится приходской дом, он там планирует открыть духовно-образовательный центр и братчики могут там занимать «все руководящие должности». Рассказывает, что архиерей благословил пригласить из Вологды специалистов, которые будут проводить подготовительные курсы и обучать прихожан в течение двух лет, беда в том, что  прихожане неграмотные. На вопрос Т. Кондаковой, зачем он говорит прихожанам, что члены братства –  сектанты, он отвечает, что он братчиков сектантами не считает и прихожанам, которые у него спрашивают про них, говорит, что никакие они не сектанты. Обещает, что осенью архиерей приедет и благословит миссионерские программы братства. Просит потерпеть до осени, не обижаться и смотреть в будущее и разрабатывать проекты на благословение владыки. Говорит: то, что люди в братстве, его не интересует, это их дело. Но благословение владыки получить надо, а благословение настоятеля совсем не обязательно. Про о. Георгия Кочеткова он говорит, что тот известный человек, канонический священник и никто этого не отвергает. При этом членам братства известно, что тот же о. Андрей Ермилов говорит прихожанам, чтобы они не пускали братчиков в храм, потому что те хотят его захватить.
19-20 июля 2014 года В храме на доске объявлений появляется статья А. Дворкина из Архангельского епархиального вестника за 2013 г. «Под маской православия»[11]. На литургии после Великой ектеньи, в молитве о возвращении Преображенского собора вставлена строка: «Об ограждении града от ересей, сект и расколов. Впрочем, не как мы хотим, но как ты, милосердный Господи».
6 августа 2014 года Приходит ответ из Управления делами Московской патриархии (от 1.08.2014), в котором написано, что нет никаких оснований для запрета на участие братчиков в Евхаристии и причастии и в Котласскую епархию отправлены соответствующие указания. Однако ситуация не меняется: членов братства допускают к исповеди, но причащаться не благословляют.  
24 августа 2014 года Председатель братства Т. Кондакова в очередной раз встречается лично  с о. Андреем. Тот говорит, что он в курсе ответа Управляющего делами Московской патриархии митрополита Варсонофия, и те причины, которые указаны в письме братчиков, конечно, не могут быть поводом отлучения от причастия. Но их не причащают потому, что они братство и деятельность братства не благословлена епископом и еще потому, что они ведут самостоятельно огласительные встречи. И пока не будет благословения епископа на эту деятельность, их никто причащать не будет. Раз братство неформальное, его члены должны разойтись. Если же епископ братство благословит, то настоятель «все забудет и будет причащать братчиков». При этом разговоре присутствует как часть братчиков, так и часть наиболее агрессивно настроенных против братства прихожан. Последние все время выкрикивают, что братчики – не прихожане, потому что не слушаются настоятеля. Лейтмотив разговора таков: «Я не буду слушаться митр. Варсонофия, а вы должны слушаться меня и еп. Василия».
26 сентября 2014 года Председатель братства Татьяна Кондакова в очередной раз встречается с настоятелем о. Андреем Ермиловым. В ответ на вопрос, за что братство отлучают от причастия, он в полном противоречии со своей позицией от 12 июля того же года отвечает: «Ходите кучей. Групповые хождения – как сектанты. В массовости проглядывается тоталитаризм и воздействие на сознание. Единственное, чем можно воздействовать на братство – это отлучением от причастия. Отец Георгий Кочетков – обновленец, руководитель модернистской секты».
30 сентября 2014 года В Вельском краеведческом музее проходит открытие курсов катехизации с приглашением священников из Нижегородской духовной семинарии. Епископ открывает собрание и все свое выступление посвящает Преображенскому братству и его деятельности. По мнению епископа, на Вельской земле братства быть не должно, так как он деятельность братства не благословлял.
6 декабря 2014 года Братство пишет второе письмо Управляющему делами Московской патриархии митрополиту Варсонофию, с горечью рассказывая, что письмо из Управления делами Московской патриархии не возымело никакого действия на настоятеля вельского прихода. С недоумением они пишут:  «Мы с благодарностью и благоговением воспринимаем ясную позицию и просветительские усилия Святейшего Патриарха КИРИЛЛА в области приближения мирян к ответственному и регулярному участию в Святых Таинствах, но нам непонятно, почему настоятель и благочинный Вельского прихода Котласской епархии упорно и последовательно движется в обратном направлении, создавая раскол не только внутри прихода, но и выводя Вельский приход из-под влияния Патриарха КИРИЛЛА. Впрочем, отец Андрей и сам неоднократно говорил, что «рыба гниёт с головы, надо быть осторожным. Вся гадость начнётся от епископов и патриархов. Церкви как организации уже давно не существует. Корабль церковный утонул, остались только шлюпки с батюшками, вот они и спасаются» (сентябрь 2014-го года, аудиозапись)»
Пасха 2015 года После Великого поста братчикам отказывают и в исповеди[12].
28 апреля 2015 года Братство пишет третье письмо Управляющему делами Московской патриархии митрополиту Варсонофию, в котором рассказывает, что ответ из Управления делами Московской патриархии по-прежнему не возымел никакого действия. «О. Андрей Ермилов сказал, что причащать нас все равно не будет и это его личная позиция».
22 июня 2015 года Приходит ответ из Управления делами Московской Патриархии за подписью первого заместителя митр. Варсонофия епископа Воскресенского Саввы (Михеева). В ответе говорится: «содержание письма <братчиков> доведено до внимания священноначалия Котласской епархии»; сам ответ опирается на позицию епархиального начальства, которая излагается следующим образом: «Епископ Котласский Василий неоднократно призывал вас прекратить различные параллельные Успенскому храму огласительные собрания, произвести роспуск братства и войти в духовное подчинение Успенскому храму».
16 августа 2014 года Братство вновь пишет Управляющему делами Московской патриархии митрополиту Варсонофию: «К глубокому сожалению, Вы введены в заблуждение предоставленной Вам информацией из Котласского епархиального управления. Мы неоднократно пытались объяснить настоятелю нашего храма протоиерею Андрею Ермилову, что мы не являемся организацией или структурой, которую можно создавать или распускать. Дело в том, что мы живём в маленьком городе, где всё переплетено родственными, деловыми и приятельскими отношениями. Мы вместе росли, воспитывали детей, были коллегами по работе. Это продолжалось не годы, а десятилетия!.. Таким образом, никакого братства мы не создавали, никаких учредительных собраний не проводили, никаких юридических регистраций не имеем. Что же есть? — Есть многодесятилетний родственный, дружеский круг, для которого вера Христова стала главной святыней и движущей силой жизни. Что нам теперь делать? — Отречься от веры во Христа? — Но мы не можем предположить, чтобы православный епископ хотел именно этого. Как нам «произвести роспуск братства»? — Разорвать семейные и дружеские связи? — Но ведь Господь говорит: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10:9). Ещё раз повторим: мы не создавали никакого братства, мы просто осознали, что православная вера Христова соединяет нас глубже и крепче, чем родственные связи. Это произошло больше 10 лет назад при покойном владыке Тихоне (Степанове). Владыка Тихон знал о существовании нашего круга, иногда, если у настоятелей нашего прихода возникали к нам вопросы, помогал в их мирном и конструктивном разрешении. К сожалению, ситуация резко изменилась за последние два года. С назначением нового настоятеля — протоиерея Андрея Ермилова жизнь прихода стала взбудораженной. Атмосфера в храме стала агрессивной: нас хватают за руки, толкают в спины, распространяют о нас ложные слухи. Больше года нас не причащают. Мы неоднократно пытались поговорить с отцом Андреем, владыкой Василием, чтобы с нас сняли необоснованный, немотивированный запрет на Причастие или дали письменное каноническое обоснование нашего отлучения. Мы снова и снова просим Вас вникнуть в нашу ситуацию, потому что без Вашей помощи и участия она разрешиться не может. Если мы в чём-то виновны пред Господом Богом и Матерью-Церковью, то пусть нам дадут весомое каноническое обоснование, а если нет, то надо положить конец манипулированию Святым Причастием («Мы вас причащать не будем, потому что вы нам не нравитесь!»)».
11 сентября 2015 года В ответ на этот крик души приходит очередной ответ от  епископа Воскресенского Саввы (Михеева), заканчивающийся словами: «согласно канонам Православной Церкви, человек может быть разрешен от епитимьи лишь назначившим ее священником или правящим архиереем, в Вашем случае – епископом Котласским и Вельским Василием». Судя по всему, он опять связывался с епархиальным управлением и вновь был введен в заблуждение: за все время конфликта ни прот Андрей Ермилов, ни епископ Василий епитимью ни на кого из братчиков не накладывали. Их просто не причащали.
В течение 2015 – 2018 года Продолжается переписка с Управлением делами Московской Патриархии; речи о епитимье уже не идет, более того, говорится: «идите к епископу, договаривайтесь с ним, он готов с вами сотрудничать». Братчики отправляют несколько писем еп. Василию, ни на одно из них не получают ответа.
Июнь 2017 года Братчики подают заявление о неканонических действиях настоятеля в епархиальный суд. В ответ на запрос, было ли получено заявление, им отвечают, что епархиальный суд ничего не получал.
Сентябрь 2017 года Братчики вновь подают заявление о неканонических действиях настоятеля в епархиальный суд.
Ноябрь 2017 года В храме из-под полы начинают раздавать желающим брошюру с обвинениями в адрес Преображенского братства, состоящую из статей, опубликованных в разные годы на «Русской народной линии» и других подобных ресурсах. В брошюре перечисляются имена братчиков-вельчан с адресами (возможно, эти данные взяты из заявления, поданного в епархиальный суд).

Братчики продолжают свою братскую жизнь, не прекращают свою деятельность. Своим путём идёт оглашение, работают миссионерские проекты. На оглашаемых оказывают давление, но они продолжают оглашаться.

На доске объявлений в храме продолжает висеть объявление о «хулиганском» поведении братчиков.

Братчики участвуют в литургической жизни Русской православной церкви. В других храмах их причащают.


[1] В то время существовало устойчивое мнение (теперь гораздо менее распространенное) что причащаться нужно не чаще чем четыре раза в год, и на тех, кто причащался каждую неделю, смотрели с подозрением, чуть ли не как на еретиков. Разница мнений в этом вопросе (о частоте причащения) существует и сегодня, но уже не такая резкая. Мнение о том, что причащаться нужно в соответствии с канонами еженедельно, распространено сегодня гораздо шире, чем в 1990-е годы или в начале 2000-х.

[2] Вельск в то время относился к Архангельской епархии. Ныне он относится к Котласской и Вельской епархии, входящей в состав Архангельской митрополии.

[3] Об этом фильме рассказывается в сборнике «Христианский вестник» № 4

[4] Из дневниковой записи члена братства: «О. Артемий запретил всем посещать наши встречи, объявил их незаконными… были угрозы: если вернутся на оглашение, не будет причащать. После такой обработки многие испугались и отказались продолжать оглашение. Почти все принесли о. Артемию покаяние. Первое время посещали храм практически каждую неделю. Теперь некоторые вообще не бывают, одна Галина ходит почаще, причащалась, реже бывают еще две, одна из них причащалась, остальных по субботам на всенощной и в воскресенье в храме не видно, может, служат в другие дни. Вначале недели две, три мы пытались с ними общаться, объяснять ситуацию, но они отказались от нашего общения, и последнее время у нас нет с ними никакой связи. Люди оказались нигде, а могли бы обрести Бога в своей жизни, прийти в Церковь. На оглашении осталось 5 человек.

Теперь о. Артемий уехал, владыка перевел его в Архангельск. И если наша уже сложившаяся группа продолжает свою духовную жизнь, которая не прерывалась ни при каком из многих предшествующих настоятелей (после 2005 года их было 7), то что будет с теми, кто так и не прошел оглашения? Обретут ли они Бога, придут ли в Церковь?»

[5] Процесс разукрупнения епархий идет в Русской православной церкви последние несколько лет. Целью его является приближение епископата к клиру и мирянам.

[6]             Далее о нем см. раздел «Архангельск»

[7] Священник Георгий Кочетков является служащим священником Русской православной церкви, а Преображенское братство входит в совет православных общественных объединений при Синодальном отделе по взаимоотношениям с обществом и СМИ.

[8] C 05.09.2014 г. был запрещен в священнослужении без права преподавания благословения и ношения наперсного креста и рясы до 05.09.2017 года

[9] В объявлении не было упомянуто, что Преображенское братство является членом совета православных общественных объединений при Синодальном отделе по взаимоотношениям церкви и общества, постоянно участвует в общецерковных мероприятиях и в деятельности других епархий РПЦ, а его члены повсеместно (кроме нескольких приходов) беспрепятственно участвуют в таинствах.

[10]Из воспоминаний братчиков: «Епископ согласился с настоятелем в том, что надо причащаться раз в месяц,  и что никакой деятельности на территории благочиния, кроме той, что осуществляет приход, быть не может.  Но все-таки с тем, что нам, как членам Церкви, можно разговаривать со своими родными и близкими о том, как подготовиться к Причастию и крещению, он согласился. Он сказал, что, если мы хотим проводить общественные встречи, то нам нужно составить проект этих встреч и прислать ему на благословение. А он уже посмотрит. 

После того, как мы сказали, что настоятель ведет себя неадекватно, вносит раскол  не только на приходе, но и в обществе, т.к. мы люди занимающие гос. должности и не можем оставить без внимания тот факт, что нас за глаза называют сектантами, и это нарушает наши гражданские права, епископ несколько заволновался и сказал, что обязательно приедет в Вельск, еще раз встретится с настоятелем, приходом и  с нами. Приедет в июле-августе.  И чтобы к этому времени мы приготовили наши предложения по общественным мероприятиям».

[11] Подробнее см. в разделе «Заостровское дело»

[12] До какого-то момента братчики могли исповедоваться и ходили на Всенощное бдение.