Верните нашего брата – о. Павла!

12 декабря 2011 года Священник Павел Бибин переведен из Свято-Сретенского храма с. Заостровье и назначен клириком Свято-Троицкого храма в Архангельске. Указ вручен без предупреждения, в ходе обычного вызова в епархиальное управление – такого же, как для решения рабочих вопросов[1].
8 января 2012 года Епископ Архангельский Даниил возведен в сан митрополита.
18 января 2012 года Священник Артемий Ведерников[2] назначен экономом Свято-Никольского храма города Архангельска и руководителем воскресной школы при храме. На первом же занятии школы 5 февраля он озвучивает (хотя его об этом и не спрашивали) лживые сведения о заостровском храме (якобы там не крестят младенцев) и об СФИ (якобы он существует на западные деньги, не имеет аккредитации и благословения церковных структур[3]), ссылаясь на мнение Дворкина.
15 февраля 2012 года На Сретение Господне митрополит Даниил снова служит в Заостровье. На службе в этом сельском храме более 170 причастников. После службы прихожане просят митрополита Даниила вернуть отца Павла.
Май 2012 года Митрополит Даниил вызывает о. Иоанна Привалова в епархию и сообщает, что возмущен комментариями в блоге руководителя издательства СФИ Кирилла Мозгова [4] и с этого дня о. Иоанн должен на каждое интервью брать благословение и текст на согласование посылать в информационный отдел епархии.
В заключение встречи происходит следующий разговор: митрополит Даниил: «Я думаю, о. Иоанн, дать тебе священника» – о. Иоанн: «Верните о. Павла» – митр. Даниил: «Пока не могу»
1 июля 2012 года Прихожане заостровского храма вручают митрополиту Даниилу после литургии письмо с просьбой вернуть о. Павла Бибина на приход.
15 июля 2012 года Прихожане приходят спросить, каков ответ на их письмо. Митрополит Даниил идет быстрым шагом, отвечает, что еще не читал. Протодьякон Алексий Кухта советует прихожанам записаться на прием. Т. Глушко записывается на прием в июле. Митрополит Даниил никого так и не принял.

[1] Приход Свято-Троицкого храма, ориентированный  на ПСТГУ, считался в епархии традиционалистским. Там была своя община, и бывший второй священник Андрей Чернушенко, выросший в этой общине, в декабре 2011 года был переведен в глубинку Архангельской области (о. Павла перевели ему «на замену» с очевидным намерением создать конфликт). После разрушения Заостровского прихода о. Андрея вернули из области обратно, наградили крестом и перевели в кафедральный собор; с декабря 2011 по март 2015 года поменялся весь состав клира (кроме настоятеля).

[2] О предшествовавших этому назначению «подвигах» о. Артемия в г. Вельске можно прочитать в следующем разделе.

[3] Документы, связанные со Свято-Филаретовским институтом, в том числе лицензия Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации, приводятся в Приложении.

[4] В подготовленном прот. Евгением Соколовым отзыве Архангельской епархии резко осуждался достаточно умеренный документ Межсоборного присутствия по богослужебному языку: «Невозможно, да и не нужно, за очень редкими исключениями, менять текст ради людей, совершенно не интересующихся языком богослужения и не пытающихся его изучать. Данный документ неизбежно вызовет многочисленные споры и разногласия в наше непростое время». В своей реплике Кирилл Мозгов, в частности, говорил об этом отзыве: «Разумеется, не текст ради людей, но люди ради текста. Забудьте, что Христос говорил: “Суббота создана для человека, а не человек для субботы” (Мк 2:27). А если вы не согласны, то мы вам покажем “разногласия в наше непростое время”… И это крайне безграмотное и некомпетентное мнение составлено руководителем миссионерского отдела целой митрополии. Поневоле задумаешься, сколько и каких людей приведет в церковь такой миссионер…»