Первое письмо о. Павла Адельгейма
Ваше Высокопреосвященство!
Поводом к
моему смиренному письму послужило решение Общецерковного суда о взаимном примирении.
Хочется надеяться, что долгожданное событие осуществится. Христос Спаситель
призвал: “мирись с соперником твоим скорее” (Мф.5, 25).
Примирение не означает отказ от своих принципов. Можно иметь разные взгляды, и
жить в мире. Примирение я понимаю как преодоление вражды и агрессии в сердце.
Восемь лет между епископом и священником разорвано личное общение. Вы не
отвечаете на мои письма, посылаемые к Вам лично. Несколько раз я исполнил Ваше
требование попросить прощения за причинённые огорчения публично через СМИ,
опубликовал свои просьбы о прощении в газетах. Моя просьба о прощении не
означает признание за собой вины. Это просьба о примирении, ради которого
можно, жертвуя своим самолюбием, сказать “прости меня”. Мое
стремление к примирению наталкивалось на стену непонимания. Меня просили не
посещать епархиальные собрания и торжества, не попадаться Вам на глаза, не
писать писем. Я был вынужден жить в изоляции. После снятия меня с
настоятельства исчезла необходимость деловых отношений, а служебный подлог
о.Сергия Иванова и судебное противостояние вовсе разделили нас, и всякая
возможность общения утратилась. Год за годом угасала надежда на примирение.
17 мая 2010
года состоялся Общецерковный суд. Он принял решение нам с Вами примириться.
Решение суда вынесено в специальное определение и оживило мою надежду на Ваше
благое произволение. Примирение заповедует Христос, предлагают уважаемые нами
иерархи, я тоже хочу примирения и отзываюсь на него своей совестью. Моё сердце
готово забыть всяческие обиды и вместить Вас. Двери моего дома открыты так же,
как и двери сердца. У меня нет ни секретаря, ни охраны.
К Вам не войти без Вашего соизволения. Остаётся ожидать с надеждой, что моё
нынешнее обращение пробудит к примирению Ваше сердце, и Вы тоже отзовётесь
пастырской любовью. Дай Бог нам всем взаимного прощения и примирения. С любовью
во Христе, свящ. Павел. 27 мая 2010 года, Псков.
Второе письмо о. Павла Адельгейма
Высокопреосвященному Евсевию,митрополиту Псковскому и Великолукскому.
Ваше Высокопреосвященство!
“Снисходя
друг другу и прощая взаимно,если кто на кого имеет жалобу:
как Христос простил вас, так и вы”(Кол.3,12-13).
По внушению христианской совести, вновь прошу Вашей милости и терпения к моему настойчивому и многолетнему поиску примирения. Теперь мои усилия обрели поддержку в решении Общецерковного суда. Рекомендательное решение ни к чему не обязывает совесть. Но мнением пяти прелатов, облечённых судебной властью, нельзя пренебречь. Может ли христианин иметь врагов? Может, если Христос Спаситель заповедал:”любите враги ваша”. Как понимать слово “враг”? По определению В.Даля, “недоброжелатель”- человек, который желает мне зла, старается причинить неприятности и злорадствует, когда со мной случается несчастье. Христианин может иметь врагов, но сам не может быть врагом никому. Отношение к другому -другу или врагу- которое заповедал Бог, называют “любовь”: “Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас”(Мф.5,44). Кто любит и прощает, не может быть врагом. Понятие “враг” в словах Христа Спасителя выражает одностороннее, а не взаимное отношение. Имея врагов, христианин сам не может быть врагом никому. Я отказываюсь быть Вашим врагом и желаю Вам блага. Жития святых Никифора и Саприкия, Тита и Евагрия выражают церковную традицию: благодать Божия оставляет тех, чьё сердце затаило месть и не умеет прощать. Эта новозаветная традиция запечатлена в Священном Писании.
“Дети Божии и дети диавола узнаются так: не есть от Бога не любящий брата. Не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата, есть человекоубийца”(1Ин.3,10- 15). “Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец. Мы имеем от Него заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего” (Ин.4, 20-21).
Если мы верим
словам апостола Любви, а не только используем их для проповеди, как может
совесть наша оставаться безмятежной, пока в сердце живёт вражда?
Вы и я предстоим одному и тому же Святому Престолу, совершаем Божественную
Литургию и зовём: “возлюбим друг друга”! Встаёт неизбежный вопрос:
наши слова выражают крик души или ханжество, за которое Христос осуждал
фарисеев? Да не будет! Я не подхожу под определение “врага”,
поскольку постоянно молюсь Богу о Вас, Вашем здоровье и благополучии и желаю Вам
искренне прощения и милости от Бога.
Много раз я письменно просил у Вас прощения за огорчение, невольно причинённое публикацией книги. Мои письма к Вам безответны. Только раз Вы ответили на моё покаяние письмом, содержавшим обличения, оскорбления, вечное осуждение на “место, всем клеветникам и диаволу уготованное от вечности” и пожелание “принести всенародное покаяние через средства массовой информации”*(*”Благодатные лучи” №2 (81) 2005 г. стр.9-11).
Понимаю Вашу
обиду. Не понимаю её неутолённости в течение восьми лет.
Я давно готов придти к Вашему Высокопреосвященству, чтобы просить примирения,
но Вы отказали мне в “кабинетном примирении”. Вы требуете, что бы я
отрёкся от написанной книги, поскольку считаете её личной инвективой против
Вас. Это не верно. Книга состоит из трёх частей. Первая часть раскрывает
православную екклезиологию. Вторая часть раскрывает учение о Церкви с позиций
действующего Устава РПЦ, а третья показывает, как Устав РПЦ осуществляется и
нарушается в практике епархиальной жизни. Достоверность требует свидетельства
очевидца, готового отвечать за свои слова. Поэтому я пишу о том, что вижу
своими глазами и слышу своими ушами. Разве удивительно, что я привожу факты из
жизни Псковской епархии? Когда я служил в Ташкентской епархии, то писал о
деятельности архиепископа Ермогена Голубева, которая оставила неизгладимое
впечатление. Теперь я служу в Псковской епархии и пишу о Вашей деятельности,
которая совершается на моих глазах.
Много раз я писал Вам в своих письмах, докладных записках и прошениях обо всём,
что повторила книга. В книге нет ничего нового, о чём бы Вы не прочли в
предыдущие годы. Моя книга возникла из внутренней необходимости пережить
десятилетнее гонение, воздвигнутое Вами с 1993 года, понять причины и духовный
смысл событий недопустимых, но происходящих в церкви Христовой.
Мне пришлось
вторично пережить нелепую ситуацию, когда меня вынуждали озлобляться и
вытесняли в ряды врагов. В те времена моим злым гением было Советское
государство, Коммунистическая партия и их репрессивный аппарат. Логика преследования
была проста. Расстреляли дедов и отца, посадили в тюрьму мать. Отсюда вывод-сын
должен озлобиться и мстить. Нужны превентивные меры. Вот и поехал восьмилетний
преступник в казахстанскую ссылку следом за матерью. А затем, пожизненная опека
госбезопасности всюду, где бы ни жил. Выгнали из средней школы, выгнали из
Духовной семинарии, препятствовали венчаться, препятствовали служить, осудили,
посадили, отрезали ногу – всё было понятно: сын “врагов народа”
должен погибнуть, хотя никто из нашего рода не причинил вреда советской власти.
Напротив: дед, отец и мать созидали её материальные и культурные ценности.
Впервые моё уважение к епископу подверглось испытанию при ознакомлении с
судебным делом, когда я прочёл донос, написанный епископом Макарием Свистуном,
другом моей юности. Это была очевидная клевета. Она положена в основу моего
приговора. Весь лагерный срок я молился Богу, чтобы мне не озлобиться и
благодушно понести крест. Бог услышал мою молитву и даровал мир моему сердцу.
Слава Богу за всё.
С Вашим приходом в Псковскую епархию репрессивная история повторилась. Как не задуматься о смысле происходящего? За десять лет совместного служения я Вас ничем не огорчил. Вы не можете сообщить ни одного порочащего меня факта или причинённой Вам обиды. Свои обиды я забыл, когда родилась книга. Ваше Высокопреосвященство! На закате наших дней вспомним путь, пройденный за 70 лет служения в церкви, и примиримся на пороге грядущего суда Божия! Вместе попросим у Бога прощения грехов, веруя, “если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного” (Мф.18,19). Благодать и милость Божия да пребудут с Вами, свящ. Павел Адельгейм 20.06.2010 года.