В поселке Красноусольский (до 1924 г. – Богоявленское) Уфимской области с 1930-х годов не было ни одного храма (Богоявленский храм XVIII века был закрыт и разобран на кирпичи). В 1945 году общине православных верующих разрешили приобрести для богослужения здание на улице Карла Маркса, 13. Но в 1960 году деятельность общины снова запретили, был снят крест, колокол с колокольни, а из храма изъяты иконы. Здание церкви было отобрано и использовалось в качестве детсада. В 1989 году православная община на пожертвование одной из прихожанок приобрела жилой дом на улице Куйбышева, который был приспособлен под Покровский молитвенный дом. В 1995 году по просьбе верующих здание на улице Карла Маркса было им возвращено, и с этого времени богослужение проходило в нем. Это был единственный храм в 15-тысячном поселке.
С 2004 года настоятелем в храме стал свящ. Александр Сухов, с 2010 года назначенный Табынским благочинным. Отец Александр старался сплотить приход, хотел, чтобы люди активнее участвовали в богослужении и понимали его.
В конце 2010 года из епархии в храм были присланы методические указания по социальной и миссионерской деятельности, благословленные архиеп. Уфимским и Стерлитамакским Никоном. В них говорилось о необходимости устроения общинной жизни, а также миссионерской деятельности на приходе[1]. В то время такие изменения в церковной жизни, инициированные патриархом и Синодом, происходили по всем епархиям. Результат попыток воплотить эти указания в жизнь оказался неожиданным для настоятеля и прихожан Покровского храма.
14 декабря 2010 года | В храм приходит письмо руководителя миссионерского учебно-методического центра М.Е. Ларионовой благочинным и настоятелям храмов Уфимской епархии. Среди прочего в нем сказано, что необходимо «Обязательно проводить совместные с прихожанами трапезы и чаепития, опираясь на традиции агап». |
Сентябрь 2011 года | В храме начинаются первые миссионерские Открытые встречи (предшествующие курсу катехизации). Проводят их катехизаторы из Преображенского братства. Во встречах участвуют несколько десятков человек. |
Осень 2011 года | Староста храма Василий Калачигов без ведома настоятеля начинает распространять среди прихожан листовки «Кто такие «кочетковцы»?» |
С Рождества 2012 года | По благословению настоятеля храма отца Александра Сухова псалмы во время богослужения читаются на русском языке, по воскресеньям во время литургии Апостол и Евангелие сначала прочитываются на церковнославянском языке, а потом в русском переводе. После чтения сразу произносится проповедь. |
8 января 2012 года | Архиепископ Уфимский Никон возведен в сан митрополита. |
28 марта 2012 года | Староста храма Василий Калачигов за спиной настоятеля просит у митрополита распоряжения провести в храме собрание с целью «выяснить у людей: что происходит в храме (кочетковщина) и нужен ли нам такой священник». Распоряжение получено. |
31 марта 2012 года | Василий Калачигов «ставит в известность» о. Александра Сухова о предстоящем на следующий день собрании. |
1 апреля 2012 года | Отец Александр переносит собрание на следующее воскресенье, объясняя это тем, что сам не успел подготовиться. Василий Калачигов пишет письмо митрополиту Никону с жалобой на то, что настоятель не дал «восстановить единство» путем собирания ответов на вопросы «что творится в храме» и «нужен ли нам такой священник», а также на то, что большинство прихожан возмутились инициативой старосты храма. |
4 апреля 2012 года | К письму старосты приложено еще одно письмо – «от прихожан храма» (под ним стоит три подписи, одна из которых принадлежит жене старосты Г. Калачиговой), написанное в жанре доноса. На это письмо получен ответ от митр. Никона – резолюция после завершающих донос не соответствующих действительности слов «…на так называемых агапах и чаепитиях укрепляется мысль в сознании верующих о несостоятельности церковной иерархии, и в частности, о руководстве Уфимской епархии». Митрополит пишет, что «не будет терпеть и вырвет этот нарыв с корнем!» |
4 апреля 2012 | Прихожане храма Покрова Божьей Матери пишут письмо митр. Никону в защиту настоятеля храма о. Александра Сухова, благодарят за служение о. Александра, за то, что он помог прийти к вере многим из них. «Огорчает нас то, – пишут прихожане, – что некоторое время назад в наш храм стали приходить люди[2] и распространять слухи, обвинения в адрес о. Александра… Взываем к Вашей архипастырской любвеобильной душе с просьбой не верить клеветникам, пытающимся очернить доброе имя нашего батюшки». Под письмом 29 подписей. |
май 2012 года | Митрополит Никон, опираясь на письмо Василия Калачигова с женой, миссионерскую деятельность прихода оценивает как ересь. Требует, чтобы отец Александр убрал со всех служений и не причащал активных прихожан храма, в течение длительного времени участвовавших в различных служениях прихода и в миссионерской деятельности. Митрополит также требует отмены катехизации. Отец Александр отказывается выполнять последнее, и владыка перемещает его на другой приход, в соседний город Стерлитамак. Подписавших письмо в защиту о. Александра прихожан позже по распоряжению митр. Никона принуждают каяться в «кочетковской ереси»[3]. Нераскаявшихся отлучают от причастия. Некоторое время они ездят к о. Александру на службу в Стерлитамак и он их причащает. За это на него опять пишут доносы. |
В конце августа 2012 года | В храм присылают другого священника – отца Боголепа (Артерчука), которого одновременно назначают благочинным. Он сразу убирает со всех служений активных членов прихода, отказывает им в причастии. Необходимым моментом в разрешении к причастию вводит требование покаяния в «кочетковской ереси». Проводит особый, созданным им чин над прихожанами, участвующими в служениях прихода и в оглашении: покаяние в ереси и помазание маслом. Он называет это елеопомазанием. Проводит специальные молебны, в которых призываются участвовать все участники огласительных встреч «для покаяния и очищения». |
12 октября 2012 года | Митрополит Никон вызывает о. Александра и велит покаяться в «кочетковской ереси», признать, что отец Георгий Кочетков – еретик. Отец Александр отвечает, что не может этого сделать, потому что это – неправда. Владыка запрещает его в служении, сначала на месяц, «чтоб он одумался, покаялся»[4] |
Октябрь 2012 года | На приход присылают второго священника, отца Рафаила (Королева). |
3 ноября 2012 года | Отлученные от причастия прихожане пишут письмо митрополиту Никону с просьбой разобраться в накалившейся обстановке: отлучении их от причастия, обвинении в ереси. |
11 ноября 2012 года | На стенде храма Покрова Пресвятой Богородицы для прихожан вывешен ответ митр. Никона на письмо членов прихода под заголовком «Ответ Высокопреосвященнейшего Митрополита Никона кочетковцам». В обращении в том числе говорится: «… То, чем с вами «занимался» о. Александр Сухов – это настоящая «ересь жидовствующих». Это секта внутри РПЦ, и, если кто из вас не принесет покаяние – не будет допущен до Причастия…» |
Весна 2013 года | В марте 2013 года о. Боголеп (Артерчук) уезжает в Табынск, где служил раньше, а о. Рафаил становится настоятелем. На каждой исповеди он также требует у членов прихода покаяния в участии в агапах, в том, что «пили из бесовской чаши», признания, что отец Георгий, братство – еретики, что это ересь. Он даже не допускает до причастия людей, которые общаются с членами прихода, бабушек – за то, что они с ними здороваются, за то, что при отце Александре участвовали в агапах или в чаепитиях после литургии. |
23 мая 2013 года | Прихожане пишут письмо в Управление делами Московской патриархии, объясняя, что уже не раз безуспешно обращались к своему архиерею и теперь не видят другого выхода. В письме они рассказывают, что много лет молились и трудились в храме, всемерно поддерживали приход, регулярно причащались, но более полугода им отказывают в причастии, а прежний настоятель, активно занимавшийся миссионерской, просветительской и социальной деятельностью (в полном соответствии с указаниями, присланными из епархии) находится под прещениями. Все это стало результатом многократных безосновательных жалоб одного человека, духовного чада священника из другого прихода. Подчеркивая свою приверженность традиции, прихожане вспоминают новомучеников и исповедников, среди которых есть и их старшие родственники, и просят «содействовать восстановлению правды Божией». |
26 июля 2013 года | Из Управления делами Московской патриархии отправлен ответ на письмо прихожан Покровского храма (в Уфу он приходит через несколько месяцев). В ответе, в частности, говорится: «В Уфимскую епархию отосланы подобающие указания о том, что отлучение от причастия может иметь место при должном обосновании». Однако ситуация не изменяется. |
август 2014 года | Отца Рафаила переводят в Уфу, а в Покровский храм присылают отца Димитрия Медведева. Он во всеуслышание в храме говорит: «Пусть кочетковцы не подходят на исповедь, а исповедуются только у митрополита Никона». При обращении прихожан в епархию из них «выбивают» письменное покаяние: требуют, чтобы они написали неправду – что братство это ересь и секта. Они не соглашаются это сделать и по-прежнему остаются без причастия. |
октябрь 2014 года | На одном из богослужений не причащают даже двух девочек (12 и 8 лет) за то, что они «дети кочетковцев». Правда, через неделю после этого священник просит прощения и детей причащает. |
14 июня 2015 года | После личной встречи с митрополитом Никоном и просьбы о разрешении ситуации всех начинают причащать |
28 апреля 2016 года | Проходивших катехизацию прихожан вновь перестают допускать не только к причастию, но и к исповеди, пока они «не выйдут из Преображенского братства» |
17 июня 2016 года | В письме к митрополиту Уфимскому Никону прихожане просят разрешить непонятную ситуацию, сложившуюся в Красноусольском храме. Ответа на письмо не последовало. |
2 июля 2016 года | После архиерейской службы в Покровском храме прихожане подходят к митрополиту с просьбой указать канонические причины, по которым их отказывается исповедовать и причащать настоятель Красноусольского храма о. Димитрий Медведев. В ходе беседы выясняется, что не допускать их до причастия, пока они не покаются в «кочетковской ереси» и не выйдут из Преображенского Братства – это указание владыки. |
С тех пор гонимые прихожане ездили на литургию в другие храмы и монастыри. Там их допускали и к исповеди, и к причастию.
В июне 2019 года, в праздник местночтимой Табынской иконы Божьей Матери (девятая пятница после Пасхи) в Покровский храм приезжал митрополит Никон переосвящать престол после ремонта. Он причастил членов братства, и после этого их в храме причащают.
[1] О главных целях миссионерской деятельности в документе говорится следующее: «главная цель миссионерской деятельности на уровне прихода – созидание евхаристической общины на территории пастырской ответственности данного прихода. Это возможно лишь тогда, когда и настоятель и члены прихода осознают свою миссионерскую ответственность. В соответствии с Концепцией миссионерской деятельности РПЦ миссионерская ответственность настоятеля прихода подразумевает:
1) Привлечение активных прихожан к миссионерскому служению.
2) Ориентирование воскресных школ и молодежных организаций на миссионерскую деятельность
3) Воспитание в приходском активе миссионерского духа посредством личного примера
Миссионерская ответственность мирянина подразумевает:
1) Знание основ православного вероучения и активное участие в жизни прихода.
2) Свидетельствование об истине Православия в соответствии с образованием, способностями и профессиональными навыками».
Вот что говорилось в «Методических указаниях по социальной и миссионерской деятельности…» о миссионерских богослужениях: «необходимо регулярное проведение специальных миссионерских богослужений, на которых богослужение сочетается с элементами катехизации, доступным объяснением исторического и символического значения элементов богослужения, подробным объяснением богослужебных текстов, чтением русского варианта текстов…Частота проведения миссионерских богослужений – не менее 2 раз в год». Для понимания сути миссионерских богослужений рекомендовалась статья «Объяснение Божественной Литургии» (http://www.pravmir.ru/article_2664.html), в которой рекомендовались богослужебные тексты приведенные преимущественно в русском переводе по изданию «Православное богослужение. Выпуск 1. Вечерня, Утреня, Литургия св. Иоанна Златоуста». – М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2004
[2] Основным инициатором писем-доносов был прихожанин храма деревни Ташлы (расположена в 160 км от Красноусольска), духовное чадо игумена Силуана (Филиппова) Иоанн-Радик Ишмухаметов.
[3] Священник Георгий Кочетков является служащим священником Русской православной церкви, ведет огласительную практику с конца 70-х годов XX века, является духовным попечителем Преображенского братства. Начиная с 25-летия братства в 2015 году в дни празднования Преображения Господня служит в храме Христа Спасителя в Москве и говорит проповеди с амвона. Более подробно см. Христианский Вестник №№3 и 4.
[4] О. Александр Сухов, отец четверых детей, на 2017 г. остается под запретом, живет в Москве, работает на светской работе.